Вопрос

Здравствуйте. Авиакомпания S7 не возвращает нам с женой деньги за неиспользованные авиабилеты. Билеты были невозвратные. Жену прямо с регистрации рейса увезли на скорой в больницу. Я составил претензию в аэропорту, но с 10 января не получил ответа. Какие действия мы должны предпринять, чтобы вернуть деньги за неиспользованные авиабилеты? Справку из медпункта аэропорта я представил представителям авиакомпании в тот же день, до вылета самолета. Есть справка из больницы о поступлении, операции (инфаркт миокарда) и выписке. В правилах авиакомпании наш случай предусмотрен (как экстренный), но нам же не отвечают, хотя претензия зарегистрирована персоналом авиакомпании в аэропорте Домодедово. Заранее спасибо за ответ.

Дмитрий, Московская область

Ответ юриста

Здравствуйте! Учитывая изменения в законодательстве, действительно, если пассажир отказывается от билетов на самолёт, купленных по так называемому невозвратному тарифу, он не может вернуть всю сумму оплаты по ним. Возможен возврат только в отношении неиспользованных авиаперевозчиком денежных сумм, взимаемых в пользу других компаний.

Однако если пассажир уведомил авиаперевозчика об отказе от перелета за 24 часа до завершения регистрации на рейс, авиаперевозчик должен вернуть все деньги за исключением фактических расходов, понесённых в связи с оказанием услуг по данному договору, которые он обязан обосновать. При этом, если заявление об отказе подано после окончания регистрации на рейс, вернуть денежные средства будет нельзя.

Но есть исключение, и ваша ситуация под него попадает. Так, пассажир имеет право вернуть денежные средства за билеты на самолёт в случае, если не смог использовать авиабилеты из-за своей болезни либо болезни членов семьи, с которыми должен был лететь. Поэтому дело здесь не только в правилах авиакомпании, но и в положениях Федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации".

Но вы должны подтвердить, что имеете право на возврат денежных средств. В частности, следует обратиться с претензией к авиаперевозчику с требованием о возврате денежных средств, приложить документы, подтверждающие право на возврат, обязательно зафиксировать факт подачи такого заявления — два экземпляра, один остаётся у вас с отметкой о получении, датой и подписью, либо направляется заказным письмом с уведомлением и описью вложения.

Важно, чтобы до этого ваш отказ от билетов был зафиксирован до окончания регистрации на рейс, иначе денежные средства вернуть вы не сможете. Если все сроки соблюдены, а на претензию не реагируют, обращайтесь в суд по месту регистрации, государственную пошлину уплачивать не нужно, так как спор находится в рамках Закона "О защите прав потребителей".

Дополнительно вы имеете право потребовать штраф и компенсацию морального вреда, возмещение убытков, причинённых действиями исполнителя, а также судебные расходы. Всего Вам доброго.

Задайте свой вопрос юристу