Прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для осуществления пользования недрами, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и настоящим Законом.
Допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для осуществления пользования недрами.
Комментарий к ст. 25.2 Закона о Недрах
Комментируемая статья определяет общие положения относительно прекращения прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для осуществления пользования недрами. В ч. 1 комментируемой статьи определено, что прекращение таких прав осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и комментируемым Законом.
Порядку изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд посвящена гл. VII.1 ЗК.
Согласно ст. 56.2 ЗК изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:
- уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
- уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта РФ - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта РФ (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
Изъятие земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя, должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (пп. 3 п. 2 ст. 56.3 ЗК).
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 56.2 ЗК, вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей (пп. 3 п. 1 ст. 56.4 ЗК). Форма ходатайства об изъятии для государственных и муниципальных нужд земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков утверждена Приказом Минприроды от 01.08.2013 N 269.
В целях реализации полномочий по принятию решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя) действует Приказ Роснедр от 07.04.2016 N 255 "О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)".
Пример. Индивидуальные предприниматели обратились в суд с требованием о признании незаконным приказа об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования.
Суд установил, что общество является пользователем участка недр, для эксплуатации которого в границах горного отвода необходимы участки заявителей. Общество относится к организациям, имеющим право на обращение с ходатайством об изъятии земельных участков.
Суд признал, что в данном случае изъятие земельного участка в целях проведения работ, связанных с недропользованием, на основании соответствующей лицензии направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов государства, в том числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения спроса на углеводороды.
С учетом изложенных обстоятельств суд не нашел правовых основании для признания оспариваемого приказа департамента незаконным (см. Определение Верховного Суда РФ от 12.09.2019 N 308-ЭС19-14410 по делу N А53-23456/2018).