Земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами.
Комментарий к ст. 25.1 Закона о Недрах
1. Ведение работ, связанных с пользованием недрами, является основанием для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заключения соглашения об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка (п. 3 ст. 39.23 ЗК).
Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется гл. V.3 ЗК.
Указанной главой определены:
- лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.24 ЗК);
- содержание соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.25 ЗК),
- порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.26 ЗК).
Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК, если иное не установлено ЛК (ч. 2 ст. 9 ЛК).
Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых регулируется ст. 43 ЛК. Согласно указанной статье, использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута. Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со ст. 9 ЛК.
Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства. В этом случае использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута.
В соответствии со ст. 43 ЛК Приказом Минприроды от 07.07.2020 N 417 утверждены:
- правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
- перечень случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута.
Согласно ст. 52 ВК использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с ВК и законодательством о недрах. При добыче торфа и других полезных ископаемых болото или его часть может утрачивать режим водного объекта в результате полной или частичной выработки торфа, полной или частичной замены его материалами естественного или техногенного происхождения, в том числе подстилающими болото отложениями. После окончания использования болота или его части проводится их рекультивация преимущественно путем обводнения и искусственного заболачивания. Если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов (ст. 59 ВК).
При этом в границах водоохранных зон запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со ст. 19.1 комментируемого Закона (п. 8 ч. 15 ст. 65 ВК).
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 ВК).
Принципы отнесения полезных ископаемых к группе общераспространенных и рекомендуемые требования по рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным на основе анализа природных и экономических особенностей регионов, определяют Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, утв. распоряжением Минприроды от 07.02.2003 N 47-р.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода (ч. 5 ст. 7 комментируемого Закона).
В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (ч. 1 ст. 7 комментируемого Закона).
2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (пп. 20 п. 2 ст. 39.6 ЗК). При этом важно учесть, что такой договор должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка (п. 2 ст. 39.8 ЗК).
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий не более чем на 2 года срок действия лицензии на пользование недрами, в случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами (пп. 10 п. 8 ст. 39.8 ЗК).
В случае осуществления геологического изучения недр использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута (пп. 4 п. 1 ст. 39.33 ЗК).
В целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии в порядке, установленном Правительством, выдается разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пп. 3 п. 1 ст. 39.34 ЗК). Порядок выдачи такого разрешения установлен Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2014 N 1244.
Согласно ст. 39.2 ЗК предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 ЗК. Указанными статьями определены полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в области земельных отношений. При этом важно учитывать, что земельное законодательство допускает передачу осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений органам исполнительной власти субъектов РФ (ст. 9.1 ЗК), а также перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ (ст. 10.1 ЗК).
3. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами до 1 января 2022 г. определялся Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1. Теперь же лицензирование недропользования регулируется комментируемым Законом.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых устанавливает Положение, утв. Постановлением Правительства от 03.03.2010 N 118.
В границах участка недр, предоставленного в пользование по совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, могут находиться геологический отвод и несколько горных отводов. Указанный геологический и горные отводы не образуют самостоятельных участков недр и являются единым участком недр в рамках лицензии (см. письмо Роснедр от 17.12.2014 N ОК-03-28/14410).
Комментируемая статья включена в Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, утв. Приказом Росприроднадзора от 30.12.2020 N 1839.