8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.


Комментарий к ст. 2 Закона о Недрах


1-2. В части 1 комментируемой статьи определено, что используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории России и ее континентального шельфа составляют государственный фонд недр (использование участков недр означает, что они предоставлены в пользование в виде горного или геологического отвода, см. коммент. к ст.7 Закона). По сути, данная норма развивает положение ч.1 ст.1_2 комментируемого Закона, согласно которому недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Норма же ч.2 комментируемой статьи, устанавливающая, что владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории России в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов России осуществляются совместно Россией и субъектами РФ, развивает другое положение ч.1 ст.1_2 комментируемого Закона - положение о том, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении России и ее субъектов. В комментарии к указанной статье изложена правовая позиция КС России, выраженная по вопросам собственности на землю и другие природные ресурсы в России, порядка ее разграничения и регулирования. Данная позиция имеет значение и для понимания норм ч.1 и 2 комментируемой статьи.

Права владения, пользования и распоряжения, о которых говорится как в ч.2 комментируемой статьи, так и в ч.1 ст.1_2 комментируемого Закона, в соответствии с п.1 ст.209 части первой ГК РФ составляют правомочия собственника в отношении своего имущества: собственник вправе своим имуществом владеть (т.е. реально им обладать), пользоваться (т.е. извлекать из него выгоду, для которой имущество предназначено) и распоряжаться (т.е. определять его юридическую судьбу - продавать, дарить, сдавать в аренду, отдавать в залог и совершать т.п. действия). Однако, следует иметь в виду, что реализация данных правомочий в отношении участков недр осуществляется с учетом положений ч.2 ст.1_2 комментируемого Закона, согласно которым участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме; права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.

Данная норма, как и другие нормы комментируемой статьи, также представляется имеющей общий характер, поскольку о разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы говорится в положениях п.2 ч.1 ст.3 и п.2 и 3 ст.4 комментируемого Закона. Причем в указанных положениях разграничены полномочия органов исполнительной власти: к полномочиям федеральных органов государственной власти отнесены разработка и реализация федеральных программ, а к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ - участие в разработке и реализации государственных программ разработка и реализация территориальных программ. О федеральном органе управления государственным фондом недр как об органе, на который (его территориальные органы) возлагается реализация общей федеральной политики недропользования в России, говорится в норме ч.2 ст.3 комментируемого Закона.

Задачи государственного регулирования отношений недропользования определены в ст.35 комментируемого Закона. Согласно ч.1 указанной статьи основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов России. Цели и принципы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования определены в Основах государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, утв. распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2003 года N 494-р (о данном документе см. коммент. к ст.35 Закона).

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»