8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации.

К участкам недр федерального значения относятся участки недр:

1) содержащие месторождения урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, коренные месторождения алмазов, коренные (рудные) месторождения лития или коренные (рудные) месторождения металлов платиновой группы, с запасами, учтенными государственным балансом запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года;

2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года месторождения:

  • с извлекаемыми запасами нефти от 70 миллионов тонн;
  • с запасами газа от 50 миллиардов кубических метров;
  • коренные (рудные) с запасами золота от 50 тонн;
  • с запасами меди от 500 тысяч тонн;

3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;

4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.

Участки недр федерального значения, перечень которых официально опубликован в соответствии с частью второй настоящей статьи, сохраняют статус участков недр федерального значения независимо от изменения требований, установленных настоящей статьей, если иное не установлено федеральным законом.

Если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого, в том числе по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи, Правительством Российской Федерации может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения такому лицу или в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства. Порядок принятия таких решений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Возмещение расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за право пользования участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой настоящей статьи отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и выплата таким лицам вознаграждения осуществляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В настоящем Законе понятие "иностранный инвестор" используется в значении, указанном в части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".


Комментарий к ст. 2.1 Закона о Недрах


1. Комментируемая статья, посвященная участкам недр федерального значения, изложена полностью в новой редакции Федерального закона от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

В ранее действовавшей редакции ч.1 данной статьи предусматривалось, что отдельные участки недр, в т.ч. содержащие месторождения полезных ископаемых, могут получать статус объектов федерального значения для гарантированного обеспечения государственных потребностей России стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность России, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам России. Действующая редакция статьи прямо определяет критерии, исходя из которых участки недр приобретают статус участков недр федерального значения.

Такое регулирование предопределено тем, что согласно п.39 ст.6 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" геологическое изучение недр и (или) разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения в целях данного Закона относится к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Соответственно, в ч.1 комментируемой статьи определено, что отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Цели Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" определены в его ст.1 (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 343-ФЗ), указывающей, что в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства данным Законом устанавливаются изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении указанными лицами сделок, предусматривающих приобретение в собственность, владение или пользование ими имущества таких хозяйственных обществ, которое относится к основным производственным средствам и стоимость которого составляет 25% и более определенной на последнюю отчетную дату по данным бухгалтерской отчетности балансовой стоимости активов хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении иных сделок, действий, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.

2. В части 2 комментируемой статьи установлена обязательность официального опубликования перечня участков недр федерального значения. При этом предусмотрено, что этот перечень официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством РФ, в официальном издании России.

На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 года N 823 "О порядке официального опубликования перечня участков недр федерального значения в официальном издании Российской Федерации", которым определено, что перечень участков недр федерального значения подлежит официальному опубликованию Роснедрами в "Российской газете". Там же установлено, что официальное опубликование перечня участков недр федерального значения включает сведения о местоположении и наименовании участка недр, а также о виде полезного ископаемого, содержащегося в соответствующем участке недр.

Перечни участков недр федерального значения опубликованы в следующих выпусках "Российской газеты": N 37 от 5 марта 2009 года, N 55 от 18 марта 2010 года, N 180 от 13 августа 2010 года, N 234 от 19 октября 2011 года, N 281 от 14 декабря 2011 года, N 159 от 13 июля 2012 года, N 289 от 14 декабря 2012 года, N 63 от 25 марта 2013 года, N 151 от 12 июля 2013 года, N 188 от 26 августа 2013 года, N 253 от 11 ноября 2013 года, N 24 от 5 февраля 2014 года, N 145 от 2 июля 2014 года, N 176 от 7 августа 2014 года, N 206 от 11 сентября 2014 года и N 276 от 4 декабря 2014 года.

3. Положения ч.3 комментируемой статьи определяют критерии, исходя из которых участки недр относятся к участкам недр федерального значения:

1) участки недр содержат месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы.

Все указанные полезные ископаемые входят в Список стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 года N 210 в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" и Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне". К металлам платиновой группы, или, как их еще называют, платиноидам относятся платина, палладий, иридий, родий, рутений и осмий;

2) участки недр расположены на территории субъекта РФ или территориях субъектов РФ и содержат на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года: извлекаемые запасы нефти от 70 млн.тонн; запасы газа от 50 млрд.куб.метров; запасы коренного золота от 50 тонн;запасы меди от 500 тыс.тонн.

Из перечисленных полезных ископаемых в указанный выше Список, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2002 года N 210, входят нефть и растворенный в нефти газ. Золото же и медь, как и все другие указанные в п.1 и 2 ч.3 комментируемой статьи полезные ископаемые, входят в перечень основных видов стратегического минерального сырья, утв. распоряжением Правительства РФ от 16 января 1996 года N 50-р (о данном документе см. коммент. к ст.2_2 Закона).

В статье 10 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрены основания и порядок отнесения месторождений газа к объектам федерального значения. Так, согласно указанной статье (в ред. Федерального закона от 18 июля 2008 года N 120-ФЗ) к объектам федерального значения относятся месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения в России; отнесение месторождений газа к объектам федерального значения осуществляется в соответствии с комментируемым Законом;

3) участки недр являются участками недр внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа России.

Как определено в п.1 ст.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", внутренние морские воды России - это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря России. Там же установлено, что внутренние морские воды являются составной частью территории России.

Согласно пункту 2 указанной статьи к внутренним морским водам относятся воды: портов России, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат России, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат России, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям".

Территориальное море России в соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в ст.4 названного Закона. Там же предусмотрено, что иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со ст.3 данного Закона. Указанной статьей 2 также предусмотрено следующее: определение территориального моря применяется также ко всем островам России (п.2); внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ; внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря (п.3); на территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет России с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море (п.4).

Определение и границы континентального шельфа России регламентированы статьей 1 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации": континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка; подводной окраиной материка является продолжение континентального массива России, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема; определение континентального шельфа применяется также ко всем островам России; внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря; с учетом положений ст.2 данного Закона внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль; если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права;

4) при пользовании участками недр необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.

В соответствии с п.1 ст.93 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 7 марта 2005 года N 15-ФЗ) землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории России, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами.

4. В части 4 комментируемой статьи установлено, что участки недр федерального значения, перечень которых официально опубликован в соответствии с ч.2 данной статьи, сохраняют статус участков недр федерального значения независимо от изменения требований, установленных комментируемой статьей. Это означает, что в независимости от того, поменяются ли предусмотренные в ч.3 данной статьи критерии отнесения участков недр к участкам недр федерального значения, участок недр федерального значения, однажды признанный таковым, своего статуса не изменит, даже если он не будет соответствовать изменившимся критериям. Соответственно, обстоятельство официального опубликования перечня участков недр федерального значения является юридическим фактом признания участков недр, включенных в это перечень, участками недр федерального значения.

5-6. Часть 5 комментируемой статьи предусматривает право Правительства РФ в случае, если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого, в т.ч. по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным частью 3 данной статьи, принять решение: об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения такому лицу; а в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии - о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения.

Как указано в ч.5 комментируемой статьи, такое решение может быть принято Правительством РФ при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства. При этом предусмотрено, что порядок принятия таких решений устанавливается Правительством РФ.

В соответствии с комментируемой статьей Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2008 года N 697 утверждено Положение о принятии решения о прекращении права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии, которым наряду с прочим предусмотрено следующее:

  • разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения, предоставленном в пользование по совмещенной лицензии, могут осуществляться на основании решения Правительства РФ о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых только после завершения геологического изучения недр на данном участке недр;
  • в случае если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным частью третьей комментируемой статьи, Правительством РФ может быть принято решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на нем при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства;
  • постановка на государственный учет разведанных на участке недр запасов полезных ископаемых осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости этих запасов. Если по результатам проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых установлено, что месторождение по своим характеристикам отвечает требованиям части третьей комментируемой статьи, пользователь такого участка недр подает в Роснедра заявку для рассмотрения возможности осуществления разведки и добычи полезных ископаемых на этом участке недр.

На основании положений комментируемой статьи и ст.16 комментируемого Закона Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2008 года N 897 утверждено Положение о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения. Названное Положение согласно его п.1 устанавливает порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением проведения таких работ в соответствии с государственным контрактом, а также порядок принятия решения об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых юридическому лицу с участием иностранных инвесторов или иностранному инвестору при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства.

Согласно части 6 комментируемой статьи лицам, которым в соответствии с ч.5 данной статьи отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, осуществляются возмещение расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр, а также выплата вознаграждения за выявление месторождения полезного ископаемого.

В части 6 комментируемой статьи также предусмотрено, что указанные выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ. На основании данной нормы Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2009 года N 206 утверждено Положение о возмещении расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой статьи 2_1 Закона Российской Федерации "О недрах" отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и о выплате им вознаграждения. Данным Положением наряду с прочим предусмотрено следующее.

Инвесторам возмещаются документально подтвержденные и осуществленные ими расходы на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых. В состав возмещаемых расходов включаются расходы:

а) на проведение общих и детальных поисков открытого месторождения полезных ископаемых, в т.ч. поисковых работ при геологической съемке;

б) на проведение работ по поиску и оценке открытого месторождения полезных ископаемых, в т.ч. тематических и иных исследований, связанных с геологическим изучением участка недр федерального значения и оценкой его перспектив;

в) на осуществление мероприятий по установлению факта открытия месторождения полезных ископаемых и постановке запасов полезных ископаемых на государственный баланс;

г) на компенсацию инвестором иным лицам их расходов, осуществленных на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых после выдачи инвестору лицензии на пользование участком недр;

д) на осуществление иных документально подтвержденных работ, проведенных на предоставленном инвестору в пользование участке недр федерального значения;

е) на выплату процентов, начисленных по долговым обязательствам, связанным с получением и использованием инвестором кредитных и заемных средств для финансирования работ (по кредитам, в том числе товарным и коммерческим кредитам, займам и иным заимствованиям независимо от формы их оформления), предельная величина которых равна ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, о - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В составе возмещаемых расходов не учитываются расходы, которые:

а) ранее возмещены государством инвестору;

б) отнесены в состав расходов, связанных с извлечением полученных инвестором доходов и учтенных при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл.25 части второй НК РФ, до даты их возмещения;

в) связаны с поиском и оценкой открытого месторождения полезных ископаемых иными лицами до даты выдачи инвестору лицензии на пользование участком недр, при выполнении условий которой инвестор эти расходы осуществил;

г) осуществлены инвестором и связаны с получением и использованием им кредитных и заемных средств для финансирования работ, за исключением указанных выше процентов.

В соответствии с заключительными положениями ч.2 ст.12 Федерального закона от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ положения ч.5 и 6 комментируемой статьи (в ред. указанного Закона) применяются в случаях открытия месторождений полезных ископаемых после дня вступления в силу данного Закона (т.е. после 7 мая 2008 года) и не применяются в отношении участков недр, которые предоставлены в пользование в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, и на которых пользователь недр завершил геологическое изучение недр и приступил в установленном порядке к разведке и добыче полезных ископаемых до дня вступления в силу данного Закона (т.е. до 7 мая 2008 года).

7. Как определено в ч.7 комментируемой статьи, в комментируемом Законе: понятие "иностранный инвестор" используется в значении, указанном в ст.2 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"; иностранными инвесторами признаются также находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в т.ч. созданные на территории России. Точно такое же значение понятию иностранных инвесторов придается в ч.2 ст.3 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Согласно определению, данному в ст.2 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", иностранный инвестор - это иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории России; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории России; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории России; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами России, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории России; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором России осуществлять инвестиции на территории России; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

В соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (в ред. Федерального закона от 16 ноября 2011 года N 322-ФЗ) хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение и осуществляющее пользование участком недр федерального значения, - контролируемое лицо считается находящимся под контролем иностранного инвестора, группы лиц - контролирующего лица при наличии одного из следующих признаков:

  1. контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в т.ч. на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) 25% и более общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;
  2. контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в т.ч. определять условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;
  3. контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) двадцать пять и более процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать 25% и более состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;
  4. контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»