Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.
Комментарий к ст. 2 Закона о Недрах
1-2. В части 1 комментируемой статьи определено, что используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории России и ее континентального шельфа составляют государственный фонд недр (использование участков недр означает, что они предоставлены в пользование в виде горного или геологического отвода, см. коммент. к ст.7 Закона). По сути, данная норма развивает положение ч.1 ст.1_2 комментируемого Закона, согласно которому недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Норма же ч.2 комментируемой статьи, устанавливающая, что владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории России в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов России осуществляются совместно Россией и субъектами РФ, развивает другое положение ч.1 ст.1_2 комментируемого Закона - положение о том, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении России и ее субъектов. В комментарии к указанной статье изложена правовая позиция КС России, выраженная по вопросам собственности на землю и другие природные ресурсы в России, порядка ее разграничения и регулирования. Данная позиция имеет значение и для понимания норм ч.1 и 2 комментируемой статьи.
Права владения, пользования и распоряжения, о которых говорится как в ч.2 комментируемой статьи, так и в ч.1 ст.1_2 комментируемого Закона, в соответствии с п.1 ст.209 части первой ГК РФ составляют правомочия собственника в отношении своего имущества: собственник вправе своим имуществом владеть (т.е. реально им обладать), пользоваться (т.е. извлекать из него выгоду, для которой имущество предназначено) и распоряжаться (т.е. определять его юридическую судьбу - продавать, дарить, сдавать в аренду, отдавать в залог и совершать т.п. действия). Однако, следует иметь в виду, что реализация данных правомочий в отношении участков недр осуществляется с учетом положений ч.2 ст.1_2 комментируемого Закона, согласно которым участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме; права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.
Данная норма, как и другие нормы комментируемой статьи, также представляется имеющей общий характер, поскольку о разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы говорится в положениях п.2 ч.1 ст.3 и п.2 и 3 ст.4 комментируемого Закона. Причем в указанных положениях разграничены полномочия органов исполнительной власти: к полномочиям федеральных органов государственной власти отнесены разработка и реализация федеральных программ, а к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ - участие в разработке и реализации государственных программ разработка и реализация территориальных программ. О федеральном органе управления государственным фондом недр как об органе, на который (его территориальные органы) возлагается реализация общей федеральной политики недропользования в России, говорится в норме ч.2 ст.3 комментируемого Закона.
Задачи государственного регулирования отношений недропользования определены в ст.35 комментируемого Закона. Согласно ч.1 указанной статьи основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов России. Цели и принципы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования определены в Основах государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, утв. распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2003 года N 494-р (о данном документе см. коммент. к ст.35 Закона).