Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.
Комментарий к ст. 12 Закона о военной службе
1. Требования к государственным образовательным стандартам установлены ст. 7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ с изм. и доп. от 16 ноября 1997 г.
Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Государственные стандарты в Российской Федерации включают федеральный и национально-региональные компоненты. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и включают в себя в обязательном порядке: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) требования к уровню подготовки выпускников.
Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов в части основного общего образования утверждаются Правительством РФ, в части начального общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования - Министерством общего и специального образования РФ (далее - Минобразование РФ).
Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом (федеральный закон к настоящему времени не принят).
Порядок разработки, утверждения и введения иных государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ.
Так, порядок разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования утвержден постановлением Правительства РФ "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования" от 28 февраля 1994 г. N 174.
Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования утвержден постановлением Правительства РФ "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования" от 20 апреля 1995 г. N 387.
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования утвержден постановлением Правительства РФ "Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования" от 18 августа 1995 г. N 821.
Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются на той же основе не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Правительством РФ и проводится Минобразованием РФ.
2. В целях реализации требований комментируемого Закона письмом Минобразования РФ от 14 июля 1998 г. N 1133/14-12 в 10 - 11-х классах общеобразовательных учреждений в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности" впервые было рекомендовано изучение раздела "Основы военной службы".
Примерная программа курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для общеобразовательных учреждений (10 - 11-е классы) изложена в письме Минобразования РФ "О преподавании "Основ безопасности жизнедеятельности" в 10 - 11-х классах образовательных учреждений" от 14 мая 1999 г. N 714/11-12.
Примерная программа курса "Основы безопасности жизнедеятельности" рассчитана на 176 учебных часов. На ее изучение отводится по одному часу в неделю за счет времени инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ (приказ Минобразования РФ от 9 февраля 1998 г. N 322). Дополнительное время рекомендуется выделять за счет вариативной части Базисного учебного плана.
Собственно на раздел "Основы военной службы" в 10-м классе отводится 28 часов учебного времени (без учебных сборов) и изучаются следующие темы: "Вооруженные Силы РФ - защитники нашего Отечества"; "Боевые традиции Вооруженных Сил России"; "Символы воинской чести".
В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10-го класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами, или на базе учебных учреждений Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) в конце учебного года.
На проведение учебных сборов выделяется пять дней (40 часов учебного времени). В 1999 г. проведение учебных сборов Минобразованием РФ признано нецелесообразным ввиду отсутствия необходимых условий.
В 11-м классе на раздел "Основы военной службы" отводится 55 часов учебного времени (из них 5 часов практических занятий по теме: "Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке на воинский учет") и изучаются следующие темы: "Воинская обязанность"; "Особенности военной службы" и "Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России".
Учебная программа курса предусматривает совместное изучение учебного материала юношами и девушками. Однако тема "Особенности военной службы", как и учебные сборы, не являются обязательными для девушек.
Следует отметить, что кроме раздела "Основы военной службы" в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности" предусмотрено изучение раздела "Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях" (23 учебных часа в 10-м классе), который включает в себя следующие темы: "Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения" и "Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны".
В аттестат о среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется итоговая отметка по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности".
Приказом Минобразования РФ "Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования" от 30 июня 1999 г. N 56 разделы "Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях" и "Основы военной службы" учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" (находится в образовательной области "Физическая культура") нормативно закреплены в качестве составной части обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
3. В отличие от общеобразовательных учреждений и учреждений начальной профессиональной подготовки, где "Основы военной службы" являются разделом курса "Основы безопасности жизнедеятельности", в образовательных учреждениях среднего профессионального образования изучается самостоятельная дисциплина под тем же названием.
Дисциплина "Основы военной службы" введена в Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессионального образования с 1999/2000 учебного года письмом Минобразования РФ "Об организации обучения по дисциплине "Основы военной службы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования" от 13 апреля 1999 г. N 16-51-64ин/16-13.
Преподавание дисциплины возложено на преподавателя-организатора (основ безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки), должностные обязанности которого утверждены приказом Минобразования РФ и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. N 463/1268.
На изучение дисциплины "Основы военной службы" выделено 108 учебных часов, из них 68 часов - на теоретическое обучение, 40 часов - на 5-дневные учебные сборы.
На предпоследний учебный год предлагается распределить 48 часов. При этом юноши и девушки изучают дисциплину совместно. Практические занятия в виде учебных сборов (40 часов) проводятся только с юношами в период летних каникул на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами, или учебными подразделениями РОСТО в целях изучения вопросов быта военнослужащих, организации суточных нарядов, караульной службы, строевой, огневой, тактической и физической подготовки. Кроме того, обучение приемам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовке рекомендовано проводить и на занятиях по физической культуре.
В последний год обучения юноши изучают раздел "Особенности военной службы" (20 часов) отдельно от девушек.
Примерная программа дисциплины "Основы военной службы" по специальностям среднего профессионального образования базового уровня разработана Научно-методическим центром среднего профессионального образования Минобразования РФ, утверждена Управлением среднего профессионального образования Минобразования РФ 24 мая 1999 г. и состоит из следующих разделов:
- "Вооруженные Силы РФ - защитники нашего Отечества";
- "Боевые традиции Вооруженных Сил России";
- "Символы воинской чести";
- "Воинская обязанность";
- "Военнослужащий - защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России";
"Основы военной службы (практические занятия на базе воинской части во внеурочное время)" и "Особенности военной службы".
В результате изучения дисциплины студент должен: а) иметь представление об истории создания Вооруженных Сил РФ, об организационной структуре Вооруженных Сил РФ, о реформе Вооруженных Сил РФ, об организации воинского учета и его предназначении; б) знать основные задачи современных Вооруженных Сил РФ, основные качества защитника Отечества: патриотизм и верность воинскому долгу, основные понятия о воинской обязанности, предназначение медицинского освидетельствования, правовые основы военной службы, основные положения общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, права и ответственность военнослужащих; в) уметь выполнять упражнения по прикладной физической, строевой и тактической подготовке.
Составной частью подготовки по дисциплине "Основы военной службы" и одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений призвано стать патриотическое (военно-патриотическое) воспитание обучающихся.