Оружие является источником повышенной опасности и в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:
1) гражданское;
2) служебное;
3) боевое ручное стрелковое и холодное.
Комментарий к ст. 2 Закона об Оружии
1. В комментируемой статье оружие классифицируется по назначению. Представляется сомнительным предложение отдельных авторов закрепить в комментируемом Законе классификацию оружия по степени общественной опасности, поскольку данный критерий не может быть определен однозначно для всех видов оружия.
В комментируемой статье указано, что видовое разделение оружия на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное происходит в зависимости от целей его использования, а также по основным параметрам и характеристикам. Однако фактически ключевым критерием является именно цель использования оружия. Так, к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты.
К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
К боевому ручному стрелковому и холодному оружию относится оружие, предназначенное для решения боевых и оперативно-служебных задач, принятое в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства РФ на вооружение соответствующими органами.
2. Закрепление комментируемым Законом как одного из видов оружия боевого ручного стрелкового оружия создало проблемы в правоприменительной практике. В литературе неоднократно отмечалось, что данная формулировка вывела из сферы уголовного регулирования существенную часть предметов вооружения. Это разночтение было устранено Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. N 5, в котором поясняется, что уголовный закон предусматривает ответственность за противоправные действия как с видами оружия, указанными в комментируемом Законе, так и с иными видами боевого огнестрельного оружия, состоящего на вооружении в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена федеральным законом воинская служба и на которые действие комментируемого Закона не распространяется.
Закон "Об оружии" 1993 года подразделял оружие на гражданское, служебное и боевое, что более соответствует реальному положению вещей, и применительно к сфере административного регулирования такая классификация справедлива. Но тем не менее, на наш взгляд, необходим и иной, более полный, перечень видов оружия, который на нормативном уровне устранял бы существующие разногласия в определениях и позволил бы более эффективно использовать как уголовный закон, так и иные нормативные акты в сфере регулирования оборота оружия.
Необходимо отметить, что боевое оружие, не относящееся ни к ручному стрелковому, ни к холодному (например, танки, артиллерийские орудия, различного рода боевая техника, бомбы, мины и др.), не подпадает под сферу влияния комментируемого Закона.
Вопрос об отнесении устройств и предметов, конструктивно схожих с оружием и не имеющих сертификации, в случае изъятия их у владельцев, при необходимости решают посредством криминалистической экспертизы в экспертно-криминалистических центрах МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Более подробно все виды оружия будут рассмотрены далее.