Государственные военизированные организации имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Из огнестрельного оружия с нарезным стволом производится контрольный отстрел для формирования федеральной пулегильзотеки в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Перечень подлежащего контрольному отстрелу огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящегося на вооружении государственных военизированных организаций, определяется Правительством Российской Федерации. Требования к учету пуль и гильз, передаваемых в федеральную пулегильзотеку, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, имеет право приобретать виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, для выдачи во временное пользование юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В государственных военизированных организациях должности, связанные с учетом, хранением, выдачей или использованием огнестрельного оружия, боеприпасов и патронов к огнестрельному оружию, не могут замещать лица, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо в отношении которых судом установлен запрет замещать такие должности или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия.
Комментарий к ст. 11 Закона об Оружии
1. Вопросы приобретения оружия государственными военизированными организациями раскрываются в Постановлении Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314 "Об утверждении Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях". Государственные военизированные организации имеют право приобретать оружие у юридических лиц, имеющих право на производство, продажу, торговлю и передачу оружия, а также у граждан, имеющих оружие на законных основаниях.
Приобретение оружия оформляется документами установленного образца, перечень, форма и порядок ведения которых определяются нормативными правовыми актами соответствующих государственных военизированных организаций. В качестве примера можно привести Приказ ГФС России от 23 апреля 2012 г. N 111 "Об утверждении Инструкции по обороту боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в системе Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации".
2. Огнестрельное оружие с нарезным стволом приобретается государственными военизированными организациями у юридических лиц, имеющих право на производство, торговлю и продажу оружия, после проведения ими контрольного отстрела.
Приказом МВД России от 12 апреля 1994 г. N 118 утверждена Инструкция о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом. Отметим также, что Приказом МВД России от 9 января 2014 г. N 7 "Вопросы организации контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях" утверждены Технические требования к контрольному отстрелу огнестрельного оружия с нарезным стволом, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях.
Кроме того, п. 9 Правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 октября 1997 г. N 1314, установлен перечень подлежащего контрольному отстрелу огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящегося на вооружении государственных военизированных организаций.
Так, контрольному отстрелу подлежит огнестрельное оружие с нарезным стволом калибра до 12,7 мм включительно:
- находящееся на вооружении государственных военизированных организаций;
- изъятое, найденное или добровольно сданное в органы внутренних дел или в иные государственные военизированные организации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право принимать указанное оружие;
- подлежащее вручению в качестве награды, в том числе включенное в наградные фонды оружия.
Контрольному отстрелу не подлежит огнестрельное оружие с нарезным стволом:
- неприкосновенного запаса;
- входящее в комплектацию военной техники, в том числе оружие, использование которого без станка (турели) невозможно;
- подлежащее утилизации.
Контрольный отстрел производится в соответствии с планами контрольных отстрелов, утверждаемыми руководителями соответствующих государственных военизированных организаций. Присутствие при контрольном отстреле посторонних лиц запрещается.
Приказом МВД России от 9 января 2014 г. N 7 утверждены Правила учета, хранения и передачи в федеральную пулегильзотеку контрольных пуль и гильз огнестрельного оружия с нарезным стволом, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях, и Порядок списания и уничтожения (утилизации) отработанных контрольных пуль и гильз огнестрельного оружия с нарезным стволом, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях.
Серия пуль и гильз после контрольного отстрела каждого экземпляра оружия упаковывается в отдельный прочный полиэтиленовый пакет, при этом упаковка должна исключать возможность контакта пуль и гильз между собой и видоизменение на них следов оружия вследствие посторонних воздействий. Внутрь пакета помещается бирка, на которой указываются тип, модель, калибр, серия, номер и год выпуска оружия, наименование государственной военизированной организации, номер воинской части или наименование организации и дата отстрела. Каждая серия пуль и гильз, отстрелянных с применением сменных стволов и приспособлений для бесшумной стрельбы, упаковывается в отдельный полиэтиленовый пакет с соответствующими пояснительными надписями.
Учет контрольных пуль и гильз, отстрелянных из огнестрельного оружия с нарезным стволом, оборот которого осуществляется в государственных военизированных организациях, формируется на основании протоколов контрольного отстрела оружия путем систематизации информации о типе, модели, калибре, серии, номере, годе выпуска оружия, наименовании подразделения, дате проведения контрольного отстрела, а также о местонахождении контрольных пуль и гильз.
Условия хранения контрольных пуль и гильз должны обеспечивать надежную сохранность контрольных пуль и гильз и исключение доступа к ним посторонних лиц, а также удобство размещения, поиска и извлечения контрольных пуль и гильз в случае необходимости.
Без проведения контрольного отстрела разрешается приобретение огнестрельного оружия с нарезным стволом только у других государственных военизированных организаций.
Контрольный отстрел из огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящегося на вооружении государственных военизированных организаций, также производится:
- после замены основных частей огнестрельного оружия либо их ремонта;
- по истечении 10 лет с момента проведения контрольного отстрела и помещения на хранение контрольных пуль и гильз, отстрелянных из данного оружия;
- в случаях, если оружие подвергалось интенсивной эксплуатации и установленный в конструкторской документации ресурс нарезного ствола огнестрельного оружия израсходован более чем на 50 процентов.
По решению руководителей государственных военизированных организаций контрольный отстрел может быть произведен на других стадиях оборота оружия.
3. В комментируемой статье отмечается, что МВД России имеет право приобретать виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814, для выдачи во временное пользование юридическим и физическим лицам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 "О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием".
Так, Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 460 утверждены Правила получения в органах внутренних дел во временное пользование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами. Согласно указанным Правилам боевое оружие выдается органами внутренних дел организациям и их территориальным подразделениям во временное пользование на основании письменных ходатайств руководителей организаций.
Министерство внутренних дел Российской Федерации в течение месяца проверяет обоснованность поступивших ходатайств, обобщает сведения о требуемом количестве боевого оружия и принимает в установленном порядке решение о выдаче или об отказе в выдаче во временное пользование организациям и их территориальным подразделениям боевого оружия с учетом установленных норм обеспечения. При этом для получения боевого оружия во временное пользование организации и их территориальные подразделения обязаны подготовить места хранения боевого оружия и представить их для проверки органам внутренних дел, обеспечить подготовку работников, осуществляющих вооруженную охрану получаемого боевого оружия, оформить в органах внутренних дел разрешение на его транспортировку, а также выдать своим представителям доверенность на получение боевого оружия за подписью руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации или ее территориального подразделения.
4. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи не могут замещать должности военизированных организаций, связанные с учетом, хранением, выдачей или использованием огнестрельного оружия, боеприпасов и патронов к огнестрельному оружию:
- лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление;
- лица, в отношении которых судом установлен запрет замещать должности, связанные с оборотом оружия, или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия.
Очевидно, что установленное комментируемой нормой ограничение связано с необходимостью исключить социальную опасность в сфере оборота оружия в военизированных организациях.