Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органом федерального государственного горного надзора.
Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы не могут выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.
Комментарий к ст. 36 Закона о Недрах
1. Часть 1 комментируемой статьи определяет круг субъектов, участвующих в государственном управлении отношениями недропользования:
- Президент;
- Правительство;
- органы исполнительной власти субъектов РФ;
- Роснедра;
- Ростехнадзор.
1.1. Президент, являясь главой государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Согласно ст. 80 Конституции Президент правомочен принять любое управленческое решение в сфере недропользования, если только оно не противоречит федеральным законам, федеральным конституционным законам, Конституции и международным договорам.
В случае если акт Президента противоречит акту Правительства, а также всех иных субъектов, указанных в комментируемой статье, применяется акт Президента. Отменить либо признать недействующим акт Президента может сам Президент либо Конституционный Суд РФ.
1.2. Согласно ст. 110 Конституции исполнительную власть осуществляет Правительство, которое правомочно, как и Президент, принять любое управленческое решение в сфере недропользования, но при условии соблюдения тех же ограничений. При этом возникает дополнительное условие, что по отношению к актам Правительства акты Президента имеют более высокую юридическую силу.
Правительство по вопросам государственного управления отношениями недропользования наделено следующими полномочиями:
- обеспечивать исполнение федерального бюджета, в том числе по доходам и расходам, связанным с недропользованием;
- обеспечивать проведение единой политики в области экологии;
- осуществлять управление федеральной собственностью, в том числе недрами;
- руководить работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролировать их деятельность, в том числе Минприроды (за исключением ФСБ, МЧС и др.);
- обеспечивать единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направлять и контролировать деятельность ее органов;
- формировать федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
- прогнозировать социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывать и осуществлять программы развития приоритетных отраслей экономики;
- обеспечивать проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
- принимать меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
- организовывать деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
- координировать деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий и др.
1.3. Органы исполнительной власти субъектов РФ действуют в соответствии со ст. ст. 72, 73 Конституции и соответствующими уставами (конституциями) субъектов РФ.
В совместном ведении регионов и федерального центра находится ряд вопросов, по которым органы исполнительной власти субъектов РФ вправе принимать управленческие решения:
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- разграничение государственной собственности;
- природопользование;
- охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
- особо охраняемые природные территории;
- охрана памятников истории и культуры;
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
- установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
С учетом положений ст. 73 Конституции вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.
1.4. Федеральным органом управления государственным фондом недр согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утв. Постановлением Правительства от 17.06.2004 N 293, являются Роснедра, которые находятся в ведении Минприроды.
Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
1.5. Согласно п. 5.3.1.7 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства от 30.07.2004 N 401, Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.
Приказом Ростехнадзора от 12.12.2012 N 712 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.
2. Согласно ч. 3 комментируемой статьи Роснедра и территориальные органы Роснедр не в праве заниматься коммерческой деятельностью и выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих:
- разведку и разработку месторождений полезных ископаемых;
- строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.