8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

Государственное управление отношениями недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органом федерального государственного горного надзора.

Часть вторая утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы не могут выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и заниматься коммерческой деятельностью.


Комментарий к ст. 36 Закона о Недрах


1. Часть 1 комментируемой статьи определяет круг субъектов, участвующих в государственном управлении отношениями недропользования:

  • Президент;
  • Правительство;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • Роснедра;
  • Ростехнадзор.

1.1. Президент, являясь главой государства, определяет основные направления внутренней и внешней политики. Согласно ст. 80 Конституции Президент правомочен принять любое управленческое решение в сфере недропользования, если только оно не противоречит федеральным законам, федеральным конституционным законам, Конституции и международным договорам.

В случае если акт Президента противоречит акту Правительства, а также всех иных субъектов, указанных в комментируемой статье, применяется акт Президента. Отменить либо признать недействующим акт Президента может сам Президент либо Конституционный Суд РФ.

1.2. Согласно ст. 110 Конституции исполнительную власть осуществляет Правительство, которое правомочно, как и Президент, принять любое управленческое решение в сфере недропользования, но при условии соблюдения тех же ограничений. При этом возникает дополнительное условие, что по отношению к актам Правительства акты Президента имеют более высокую юридическую силу.

Правительство по вопросам государственного управления отношениями недропользования наделено следующими полномочиями:

  • обеспечивать исполнение федерального бюджета, в том числе по доходам и расходам, связанным с недропользованием;
  • обеспечивать проведение единой политики в области экологии;
  • осуществлять управление федеральной собственностью, в том числе недрами;
  • руководить работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролировать их деятельность, в том числе Минприроды (за исключением ФСБ, МЧС и др.);
  • обеспечивать единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направлять и контролировать деятельность ее органов;
  • формировать федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • прогнозировать социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывать и осуществлять программы развития приоритетных отраслей экономики;
  • обеспечивать проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • принимать меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
  • организовывать деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
  • координировать деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий и др.

1.3. Органы исполнительной власти субъектов РФ действуют в соответствии со ст. ст. 72, 73 Конституции и соответствующими уставами (конституциями) субъектов РФ.

В совместном ведении регионов и федерального центра находится ряд вопросов, по которым органы исполнительной власти субъектов РФ вправе принимать управленческие решения:

  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование;
  • охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • особо охраняемые природные территории;
  • охрана памятников истории и культуры;
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

С учетом положений ст. 73 Конституции вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

1.4. Федеральным органом управления государственным фондом недр согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утв. Постановлением Правительства от 17.06.2004 N 293, являются Роснедра, которые находятся в ведении Минприроды.

Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

1.5. Согласно п. 5.3.1.7 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства от 30.07.2004 N 401, Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.

Приказом Ростехнадзора от 12.12.2012 N 712 утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.

2. Согласно ч. 3 комментируемой статьи Роснедра и территориальные органы Роснедр не в праве заниматься коммерческой деятельностью и выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих:

  • разведку и разработку месторождений полезных ископаемых;
  • строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»