8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного контроля (надзора).

В задачи государственного регулирования входят:

  • определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;
  • обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;
  • установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
  • введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
  • абзац утратил силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 30.04.2021 N 123-ФЗ.

Комментарий к ст. 35 Закона о Недрах


1. Комментируемая статья, определяя задачи государственного регулирования отношений недропользования, в ч. 1 в качестве основной задачи в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации закрепляет:

  • обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • рациональное использование минерально-сырьевой базы;
  • охрану недр.

Данное положение основано на ч. 1 ст. 9 Конституции, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Основами государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, утв. Распоряжением Правительства от 21.04.2003 N 494-р, определены цели и принципы в области использования минерального сырья и недропользования.

Ее целями являются:

  • обеспечение воспроизводства и эффективного освоения минерально-сырьевой базы России в целях обеспечения устойчивого экономического развития России, повышения благосостояния ее граждан;
  • организация рационального и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов в интересах нынешних и будущих поколений граждан России;
  • защита геополитических интересов России, в том числе на мировом рынке минерального сырья.

Государственная политика в области использования минерального сырья и недропользования, согласно указанному документу, основывается на следующих принципах:

  • сохранения государственной собственности на недра и содержащиеся в них минерально-сырьевые ресурсы;
  • регулирования развития и использования минерально-сырьевого комплекса страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией, среднесрочными и краткосрочными программами геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, разрабатываемыми на основе долгосрочного (на перспективу до 25 - 50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья;
  • предоставления прав пользования недрами на состязательной (аукционной) основе;
  • формирования федерального фонда резервных месторождений полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья (фонда минерально-сырьевых ресурсов для будущих поколений);
  • совершенствования системы налогов и платежей, связанных с пользованием недрами, в целях обеспечения справедливого распределения между государством и недропользователями доходов от использования ресурсов недр, находящихся в государственной собственности, создания благоприятных экономических условий для функционирования минерально-сырьевого комплекса России, поддержания его конкурентоспособности на мировом рынке;
  • установления четкого разграничения полномочий между Россией и ее субъектами в сфере использования и охраны недр;
  • стимулирования перехода экономики России на ресурсосберегающие технологии, рациональное и комплексное использование минерального сырья при его добыче и переработке;
  • совершенствования практики реализации соглашений о разделе продукции для освоения месторождений полезных ископаемых, в том числе расположенных на континентальном шельфе и на территориях регионов с отсутствующей производственной инфраструктурой, применение таких соглашений в исключительных случаях при отсутствии претендентов на разработку участков недр на условиях обычного налогового режима, усиление государственного контроля за исполнением указанных соглашений.

Минприроды 19.05.2020 N 11/12 утвержден План деятельности Минприроды на 2019 - 2024 гг., в котором указано, что в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства на период до 2024 года, утв. Правительством 29.09.2018 N 8028п-П13, приоритетными направлениями государственной политики в области геологии и недропользования являются воспроизводство минерально-сырьевой базы, расширение геолого-разведочных работ в освоенных и новых регионах, организация рационального и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов.

Основные направления государственной политики в области геологии и недропользования определены Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 г., утв. Распоряжением Правительства от 22.12.2018 N 2914-р, в ходе реализации которой предусматривается решение следующих основных задач:

  • повышение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа на основе проведения региональных и прогнозно-минерагенических исследований в объемах, необходимых для формирования и наращивания "поискового задела";
  • развитие высоколиквидной минерально-сырьевой базы для действующих и формируемых минерально-сырьевых центров, в том числе в пределах территорий опережающего развития и приоритетных территорий Российской Федерации;
  • выявление месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых нетрадиционных геолого-промышленных типов в перспективных регионах России и на ее континентальном шельфе;
  • обеспечение рационального использования созданной минерально-сырьевой базы за счет вовлечения в эксплуатацию трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, неразрабатываемых месторождений твердых полезных ископаемых, создания условий для освоения техногенных месторождений, извлечения ценных компонентов из вскрышных, вмещающих горных пород, а также попутных промышленных вод;
  • воспроизводство и охрана подземных вод.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет основные способы государственного регулирования отношений недропользования:

  • управление;
  • лицензирование;
  • учет;
  • контроль (надзор).

О государственном управлении отношениями недропользования см. комментарий к ст. 36.

В соответствии со ст. 11 настоящего Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Приказом Минприроды от 29.09.2009 N 315 утвержден Административный регламент Роснедр по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Росприроднадзора и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.

Учет геологической информации о недрах в соответствии со ст. 27.1 комментируемого Закона осуществляется посредством Единого фонда геологической информации о недрах, являющегося федеральной государственной информационной системой, содержащей реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, имеющихся в федеральном фонде геологической информации и его территориальных фондах, фондах геологической информации субъектов РФ, органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов РФ, организациях, находящихся в ведении указанных органов государственной власти, иных коммерческих организациях и некоммерческих организациях, а также первичную геологическую информацию о недрах и интерпретированную геологическую информацию о недрах, представленные на электронных носителях и имеющиеся в федеральном фонде геологической информации и его территориальных фондах.

Положением о федеральной государственной информационной системе "Единый фонд геологической информации о недрах", утв. Постановлением Правительства от 30.01.2016 N 48, закреплены принципы, на основе которых создается и эксплуатируется данная информационная система:

а) обеспечение полноты, достоверности, сохранности принимаемой и передаваемой с использованием информационной системы информации, своевременности ее предоставления;

б) общедоступность информации, содержащейся в информационной системе, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации;

в) безвозмездность передачи информации, содержащейся в информационной системе;

г) единство организационно-методического обеспечения информационной системы;

д) обеспечение регламентированного доступа к информационной системе;

е) бесперебойность работы информационной системы.

Кроме того, ст. 28 комментируемого Закона предусматривается ведение государственного учета:

  • работ по геологическому изучению недр - посредством ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр;
  • участков недр, предоставленных в пользование;
  • лицензий на пользование недрами - посредством ведения государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование;
  • лицензий на пользование недрами.

Порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр утвержден Приказом Минприроды от 29.10.2020 N 865.

В соответствии со ст. 37 комментируемого Закона государственный геологический контроль (надзор) осуществляется посредством:

1) федерального государственного геологического контроля (надзора), осуществляемого:

  • федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством (за исключением федерального государственного геологического контроля, осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности);
  • на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, - подразделением указанного федерального органа исполнительной власти;

2) регионального государственного геологического контроля (надзора), осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1095 утверждено Положение о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре), которым определен порядок организации и осуществления федерального государственного геологического контроля (надзора), за исключением геологического надзора, осуществляемого подразделением ФСБ на подведомственных объектах.

С 1 июля 2021 г. действует Положение о федеральном государственном горном надзоре, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1074. При осуществлении контроля (надзора) за объектами пользования недрами, являющимися опасными производственными объектами, используется система оценки и управления рисками, применяемая при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

При осуществлении горного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • объявление предостережений;
  • профилактический визит;
  • консультирование.
  • При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
  • документарная проверка;
  • выездная проверка.

3. Часть 3 комментируемого Закона содержит перечень задач государственного регулирования отношений недропользования:

1) определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам.
Согласно Официальной статистической методологии оценки запасов полезных ископаемых в натуральном и стоимостном измерениях и их изменений за год, утв. Приказом Минприроды от 04.09.2018 N 413, оценка запасов осуществляется ежегодно, начиная с 2018 г.

  • Прогнозный период для целей Методологии ограничен сроком действия лицензии на пользование недрами для целей добычи полезных ископаемых, но не более 20 лет.
    Информация о запасах и стоимости запасов, а также их изменении за год подлежит опубликованию в Единой межведомственной информационно-статистической системе;

2) обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

В целях формирования и реализации государственной политики в области геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы на федеральном и региональном уровнях, а также для разработки государственных программ Российской Федерации Распоряжением Правительства от 22.12.2018 N 2914-р утверждена Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 г.

Стратегической целью развития минерально-сырьевой базы является создание условий для устойчивого обеспечения минеральным сырьем социально-экономического развития и поддержания достаточного уровня экономической и энергетической безопасности Российской Федерации.

В ходе реализации Стратегии предусматривается решение следующих задач:

  • повышение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа;
  • развитие высоколиквидной минерально-сырьевой базы для действующих и формируемых минерально-сырьевых центров;
  • выявление месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых нетрадиционных геолого-промышленных типов в перспективных регионах России и на ее континентальном шельфе;
  • обеспечение рационального использования созданной минерально-сырьевой базы;
  • воспроизводство и охрана подземных вод;
  • снижение негативного влияния освоения недр на окружающую среду;
  • повышение инвестиционной привлекательности геологической отрасли и обеспечение устойчивого притока внебюджетных инвестиций в геолого-разведочные работы;
  • качественное улучшение системы информационного обеспечения недропользования, мониторинга и контроля развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
  • создание и внедрение передовых технологий геолого-разведочных работ, замещение импортного оборудования и услуг отечественными, не уступающими зарубежным аналогам;
  • повышение кадровой обеспеченности отрасли;

3) обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана.

На территории Российской Федерации до 2024 г. реализуется Государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утв. Постановлением Правительства от 15.04.2014 N 322, целью которой является устойчивое обеспечение экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах; развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов и защиту населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод.

Для достижения обозначенной цели определены следующие задачи:

  • воспроизводство минерально-сырьевой базы на основе повышения геологической изученности территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Арктики, Антарктики и Мирового океана;
  • гарантированное обеспечение водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации;
  • экологическое оздоровление водных объектов, включая р. Волгу, и сохранение уникальных водных систем;
  • обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений;
  • обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод.

Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения) утвержден Приказом Минприроды от 10.11.2016 N 583;

4) установление квот на поставку добываемого минерального сырья.
Указание в комментируемой статье на установление квот на поставку добываемого минерального сырья носит декларативный характер и остается нереализованным;

5) введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья.

В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона установление порядка определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования.

Согласно ст. 43 комментируемого Закона регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 м), используемых по целевому назначению.

Частью 2 ст. 43 комментируемого Закона предусмотрено, что размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.

До 1 марта 2022 г. действует Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами, утв. Приказом Минприроды от 07.03.2014 N 134. Далее будет действовать Порядок, утв. Приказом Минприроды от 30.03.2021 N 214.

Методические указания по контролю за технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами РД-07-261-98, утв. Постановлением Госгортехнадзора от 10.12.1998 N 76, устанавливают требования к порядку определения геолого-маркшейдерских и горнотехнических исходных данных для расчетов платежей при пользовании недрами, а также к осуществлению контроля за достоверностью этих данных применительно к добыче различных видов минерального сырья.

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»