8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификаций запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, которые утверждаются федеральным органом управления государственным фондом недр.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.


Комментарий к ст. 31 Закона о Недрах


1. Анализ норм ч. 1 комментируемой статьи позволяет увидеть цель, с которой ведется государственный баланс полезных ископаемых, - это учет состояния минерально-сырьевой базы государства.

Государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификаций запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, которые утверждаются Роснедрами.

2. Приказом Минприроды от 01.11.2013 N 477 утверждена Классификация запасов и ресурсов нефти и горючих газов, которая определяет единые в общегосударственном масштабе принципы подсчета и учета запасов и ресурсов нефти, горючих газов (свободный газ, газ газовых шапок, растворенный в нефти газ) и газового конденсата.

При определении запасов подлежат обязательному раздельному подсчету и учету запасы нефти, горючих газов, конденсата и содержащихся в них попутных компонентов. Запасы попутных компонентов, содержащихся в нефти, конденсате, свободном и растворенном газе, учитываются только в случае подтверждения целесообразности их извлечения технологическими и технико-экономическими расчетами. Подсчет и учет запасов производят по каждой залежи раздельно и месторождению в целом. Ресурсы оцениваются и учитываются раздельно по нефти, газу и конденсату в пределах нефтегазоносных провинций, областей, районов, зон, площадей и отдельных ловушек по результатам геолого-разведочных работ.

Запасы залежей и месторождений подразделяются на следующие группы:

  • геологические запасы - это количество нефти, газа, конденсата и содержащихся в них компонентов, которое находится в недрах в изученных бурением залежах, наличие которых в недрах доказано пробной или промышленной эксплуатацией или испытанием скважин или обосновывается геолого-геофизическими исследованиями;
  • часть геологических запасов, которая может быть добыта из залежи (месторождения) за весь срок разработки в рамках оптимальных проектных решений с использованием доступных технологий с учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды (извлекаемые запасы).

Ресурсы не вскрытых бурением объектов с предполагаемой нефтегазоносностью подразделяются на аналогичные группы:

  • количество нефти, газа и конденсата, содержащееся в не вскрытых бурением ловушках, нефтегазоносных или перспективных нефтегазоносных пластах, горизонтах или комплексах, наличие которых в недрах предполагается на основе геологических представлений, теоретических предпосылок, результатов геологических, геофизических и геохимических исследований (геологические ресурсы);
  • часть геологических ресурсов, которую прогнозируется извлечь из недр с использованием доступных технологий с учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды (извлекаемые ресурсы).

Запасы нефти, конденсата, а также содержащихся в нефти, конденсате и горючих газах компонентов подсчитываются и учитываются, а ресурсы нефти и конденсата оцениваются и учитываются в единицах массы. Запасы горючих газов и гелия подсчитываются и учитываются, а ресурсы горючих газов оцениваются и учитываются в единицах объема. Подсчет запасов и оценка ресурсов нефти, газа, конденсата и содержащихся в них компонентов производятся при условиях, приведенных к стандартным (при давлении 0,1 МПа и температуре 20° C). Месторождения и залежи нефти и газа для планирования геолого-разведочных и разработки месторождений и ведения учета запасов, содержащихся в них полезных ископаемых подразделяются по фазовому состоянию, по величине запасов и стадиям освоения.

Согласно Классификации запасы нефти и газа подразделяются по степени промышленного освоения и по степени геологической изученности на категории:

  • A - разрабатываемые, разбуренные;
  • B - разрабатываемые, неразбуренные, разведанные;
  • B - разрабатываемые, неразбуренные, оцененные;
  • C1 - разведанные;
  • C2 - оцененные.

Ресурсы нефти, газа и конденсата по степени геологической изученности подразделяются на категории:

  • D0 - подготовленные;
  • Dл - локализованные;
  • D1 - перспективные;
  • D2 - прогнозируемые.

Также Классификация определяет типы месторождений (залежей) нефти и газа по фазовому состоянию, типы месторождений (залежей) газа по содержанию конденсата, градацию месторождений нефти и газа по величине извлекаемых запасов и градацию месторождений нефти и газа по сложности геологического строения.

3. Приказом Минприроды от 11.12.2006 N 278 утверждена Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, которая предписывает, что запасы твердых полезных ископаемых подсчитываются по результатам геолого-разведочных и эксплуатационных работ, выполненных в процессе их изучения и промышленного освоения.

Прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых оцениваются по металлогеническим (минерагеническим) зонам, бассейнам, рудным районам, полям, рудопроявлениям, флангам и глубоким горизонтам месторождений твердых полезных ископаемых.

Качество полезных ископаемых изучается с учетом необходимости их комплексного использования, технологии переработки на основе определенных в установленном порядке требований к качеству полезных ископаемых и технических условий. При этом определяются содержание основных и попутных ценных, токсичных и вредных компонентов, формы их нахождения и особенности распределения в продуктах обогащения и переработки.

Объектом подсчета запасов полезных ископаемых является месторождение (часть месторождения) твердых полезных ископаемых.

Объектом оценки прогнозных ресурсов являются металлогенические (минерагенические) зоны, бассейны, рудные районы, поля, рудопроявления, фланги и глубокие горизонты месторождений, оцененные на основании благоприятных геологических предпосылок, обоснованной аналогии с известными месторождениями, по результатам геологосъемочных, геофизических, геохимических, поисковых и оценочных работ.

Подсчет и учет запасов по месторождению (или его части), оценка и учет прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых по участку недр производятся в единицах массы или объема в целом, в соответствии с экономически обоснованными параметрами кондиций, без учета потерь и разубоживания при добыче, обогащении и переработке полезных ископаемых.

При определении запасов месторождений твердых полезных ископаемых обязательному раздельному подсчету и учету подлежат запасы основных и совместно с ними залегающих твердых полезных ископаемых, а также содержащихся в них основных и попутных компонентов (металлов, минералов, химических элементов и их соединений), целесообразность государственного учета которых определена технико-экономическими обоснованиями кондиций для подсчета запасов.

По экономическому значению запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, подлежащих государственному учету, подразделяются на две основные группы:

  • балансовые (экономические);
  • забалансовые (потенциально экономические), которые подлежат раздельному подсчету и учету.

К балансовым (экономическим) запасам относятся запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективна в условиях конкурентного рынка при использовании техники, технологии добычи и переработки минерального сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды.

К забалансовым (потенциально экономическим) относятся:

  • запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически не эффективна (убыточна) в условиях конкурентного рынка из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при изменении цен на полезные ископаемые, появлении оптимальных рынков сбыта или новых технологий;
  • запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно в связи с расположением в пределах водоохранных зон, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры.

Забалансовые запасы подсчитываются и учитываются в случае, если технико-экономическими расчетами установлена возможность их последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем. Забалансовые запасы подсчитываются раздельно в зависимости от оснований отнесения к данной группе.

Оценка балансовой принадлежности запасов производится на основании технико-экономических обоснований, подтвержденных государственной экспертизой.

Также данная Классификация определяет категории запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых по степени геологической изученности, группы месторождений (участков недр) твердых полезных ископаемых по сложности геологического строения, группы месторождений по степени их изученности.

4. Часть 2 комментируемой статьи возлагает обязанность постановки полезных ископаемых на баланс и снятие их с баланса на Роснедра по согласованию с федеральными органами государственного горного надзора, которыми являются Ростехнадзор и его территориальные органы.

Основной подзаконный конкретизирующий нормативный правовой акт в данной сфере - это Приказ Минприроды от 06.09.2012 N 265 "Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса".

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание осуществляются по данным геолого-разведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов. Запасы учитываются по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) по рудным районам, бассейнам, субъектам РФ, федеральным округам и по Российской Федерации в целом. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.

Запасы полезных ископаемых учитываются:

  • за соответствующим пользователем недр - по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
  • за соответствующим территориальным органом Роснедр - по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов РФ, за исключением участков, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, или разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
  • за уполномоченным территориальным органом Роснедр - по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа, за исключением участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, или для разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии). На балансе учитываются запасы полезных ископаемых, в том числе подземных вод, лечебных грязей, рапы лиманов и озер, а также полезных ископаемых, содержащихся в отходах горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

Учету на государственном балансе подлежат:

  • по твердым полезным ископаемым - раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;
  • по нефти и конденсату - геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений - только извлекаемые запасы;
  • по подземным водам и лечебным грязям - балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, балансовые и забалансовые запасы рапы лиманов и озер и содержащихся в них ценных компонентов, балансовые и забалансовые запасы лечебных грязей;
  • по вновь выявленным в результате геолого-разведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) - запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов;
  • прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геолого-разведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на балансе;
  • переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также в связи с изменением направления использования полезного ископаемого;
  • запасы полезных ископаемых, складированные в спецотвалах и добытые из них.

Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утверждаемые Роснедрами.

Списание запасов полезных ископаемых с баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых, в следующих случаях:

  • запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геолого-разведочных или добычных работ;
  • запасы утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.

Предложения о списании учтенных балансом запасов в случаях утраты ими промышленного значения, неподтверждения данных по результатам геолого-разведочных и добычных работ вносятся:

  • соответствующим пользователем недр по участкам недр, предоставленным в пользование для целей геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для целей разведки и добычи полезных ископаемых, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
  • соответствующим территориальным органом Роснедр - по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов РФ, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
  • уполномоченным территориальным органом Роснедр - по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).

Добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с государственного баланса без проведения государственной экспертизы на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

Учет изменений запасов в балансе осуществляется Роснедрами в срок не более 15 дней с момента получения заключения государственной экспертизы запасов, ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.

Роснедра осуществляют составление государственного баланса на основании данных:

  • ежегодной государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;
  • заключений государственной экспертизы запасов, утвержденных Роснедрами или территориальным органом Роснедр;
  • территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из органов государственной власти субъектов РФ.
  • Роснедра обязаны подготавливать сводные данные о запасах и добыче полезных ископаемых в следующие сроки:
  • по твердым полезным ископаемым (кроме угля) - до 1 июля года, следующего за отчетным;
  • по нефти, газу и углю - до 1 августа года, следующего за отчетным.

В срок до 1 ноября года, следующего за отчетным, Роснедра обеспечивают выпуск государственного баланса по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»