С целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификаций запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, которые утверждаются федеральным органом управления государственным фондом недр.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
Комментарий к ст. 31 Закона о Недрах
1. Анализ норм ч. 1 комментируемой статьи позволяет увидеть цель, с которой ведется государственный баланс полезных ископаемых, - это учет состояния минерально-сырьевой базы государства.
Государственный баланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификаций запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, которые утверждаются Роснедрами.
2. Приказом Минприроды от 01.11.2013 N 477 утверждена Классификация запасов и ресурсов нефти и горючих газов, которая определяет единые в общегосударственном масштабе принципы подсчета и учета запасов и ресурсов нефти, горючих газов (свободный газ, газ газовых шапок, растворенный в нефти газ) и газового конденсата.
При определении запасов подлежат обязательному раздельному подсчету и учету запасы нефти, горючих газов, конденсата и содержащихся в них попутных компонентов. Запасы попутных компонентов, содержащихся в нефти, конденсате, свободном и растворенном газе, учитываются только в случае подтверждения целесообразности их извлечения технологическими и технико-экономическими расчетами. Подсчет и учет запасов производят по каждой залежи раздельно и месторождению в целом. Ресурсы оцениваются и учитываются раздельно по нефти, газу и конденсату в пределах нефтегазоносных провинций, областей, районов, зон, площадей и отдельных ловушек по результатам геолого-разведочных работ.
Запасы залежей и месторождений подразделяются на следующие группы:
- геологические запасы - это количество нефти, газа, конденсата и содержащихся в них компонентов, которое находится в недрах в изученных бурением залежах, наличие которых в недрах доказано пробной или промышленной эксплуатацией или испытанием скважин или обосновывается геолого-геофизическими исследованиями;
- часть геологических запасов, которая может быть добыта из залежи (месторождения) за весь срок разработки в рамках оптимальных проектных решений с использованием доступных технологий с учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды (извлекаемые запасы).
Ресурсы не вскрытых бурением объектов с предполагаемой нефтегазоносностью подразделяются на аналогичные группы:
- количество нефти, газа и конденсата, содержащееся в не вскрытых бурением ловушках, нефтегазоносных или перспективных нефтегазоносных пластах, горизонтах или комплексах, наличие которых в недрах предполагается на основе геологических представлений, теоретических предпосылок, результатов геологических, геофизических и геохимических исследований (геологические ресурсы);
- часть геологических ресурсов, которую прогнозируется извлечь из недр с использованием доступных технологий с учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды (извлекаемые ресурсы).
Запасы нефти, конденсата, а также содержащихся в нефти, конденсате и горючих газах компонентов подсчитываются и учитываются, а ресурсы нефти и конденсата оцениваются и учитываются в единицах массы. Запасы горючих газов и гелия подсчитываются и учитываются, а ресурсы горючих газов оцениваются и учитываются в единицах объема. Подсчет запасов и оценка ресурсов нефти, газа, конденсата и содержащихся в них компонентов производятся при условиях, приведенных к стандартным (при давлении 0,1 МПа и температуре 20° C). Месторождения и залежи нефти и газа для планирования геолого-разведочных и разработки месторождений и ведения учета запасов, содержащихся в них полезных ископаемых подразделяются по фазовому состоянию, по величине запасов и стадиям освоения.
Согласно Классификации запасы нефти и газа подразделяются по степени промышленного освоения и по степени геологической изученности на категории:
- A - разрабатываемые, разбуренные;
- B - разрабатываемые, неразбуренные, разведанные;
- B - разрабатываемые, неразбуренные, оцененные;
- C1 - разведанные;
- C2 - оцененные.
Ресурсы нефти, газа и конденсата по степени геологической изученности подразделяются на категории:
- D0 - подготовленные;
- Dл - локализованные;
- D1 - перспективные;
- D2 - прогнозируемые.
Также Классификация определяет типы месторождений (залежей) нефти и газа по фазовому состоянию, типы месторождений (залежей) газа по содержанию конденсата, градацию месторождений нефти и газа по величине извлекаемых запасов и градацию месторождений нефти и газа по сложности геологического строения.
3. Приказом Минприроды от 11.12.2006 N 278 утверждена Классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, которая предписывает, что запасы твердых полезных ископаемых подсчитываются по результатам геолого-разведочных и эксплуатационных работ, выполненных в процессе их изучения и промышленного освоения.
Прогнозные ресурсы твердых полезных ископаемых оцениваются по металлогеническим (минерагеническим) зонам, бассейнам, рудным районам, полям, рудопроявлениям, флангам и глубоким горизонтам месторождений твердых полезных ископаемых.
Качество полезных ископаемых изучается с учетом необходимости их комплексного использования, технологии переработки на основе определенных в установленном порядке требований к качеству полезных ископаемых и технических условий. При этом определяются содержание основных и попутных ценных, токсичных и вредных компонентов, формы их нахождения и особенности распределения в продуктах обогащения и переработки.
Объектом подсчета запасов полезных ископаемых является месторождение (часть месторождения) твердых полезных ископаемых.
Объектом оценки прогнозных ресурсов являются металлогенические (минерагенические) зоны, бассейны, рудные районы, поля, рудопроявления, фланги и глубокие горизонты месторождений, оцененные на основании благоприятных геологических предпосылок, обоснованной аналогии с известными месторождениями, по результатам геологосъемочных, геофизических, геохимических, поисковых и оценочных работ.
Подсчет и учет запасов по месторождению (или его части), оценка и учет прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых по участку недр производятся в единицах массы или объема в целом, в соответствии с экономически обоснованными параметрами кондиций, без учета потерь и разубоживания при добыче, обогащении и переработке полезных ископаемых.
При определении запасов месторождений твердых полезных ископаемых обязательному раздельному подсчету и учету подлежат запасы основных и совместно с ними залегающих твердых полезных ископаемых, а также содержащихся в них основных и попутных компонентов (металлов, минералов, химических элементов и их соединений), целесообразность государственного учета которых определена технико-экономическими обоснованиями кондиций для подсчета запасов.
По экономическому значению запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, подлежащих государственному учету, подразделяются на две основные группы:
- балансовые (экономические);
- забалансовые (потенциально экономические), которые подлежат раздельному подсчету и учету.
К балансовым (экономическим) запасам относятся запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективна в условиях конкурентного рынка при использовании техники, технологии добычи и переработки минерального сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды.
К забалансовым (потенциально экономическим) относятся:
- запасы, разработка которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически не эффективна (убыточна) в условиях конкурентного рынка из-за низких технико-экономических показателей, но освоение которых становится экономически возможным при изменении цен на полезные ископаемые, появлении оптимальных рынков сбыта или новых технологий;
- запасы, отвечающие требованиям, предъявляемым к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно в связи с расположением в пределах водоохранных зон, населенных пунктов, сооружений, сельскохозяйственных объектов, заповедников, памятников природы, истории и культуры.
Забалансовые запасы подсчитываются и учитываются в случае, если технико-экономическими расчетами установлена возможность их последующего извлечения или целесообразность попутного извлечения, складирования и сохранения для использования в будущем. Забалансовые запасы подсчитываются раздельно в зависимости от оснований отнесения к данной группе.
Оценка балансовой принадлежности запасов производится на основании технико-экономических обоснований, подтвержденных государственной экспертизой.
Также данная Классификация определяет категории запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых по степени геологической изученности, группы месторождений (участков недр) твердых полезных ископаемых по сложности геологического строения, группы месторождений по степени их изученности.
4. Часть 2 комментируемой статьи возлагает обязанность постановки полезных ископаемых на баланс и снятие их с баланса на Роснедра по согласованию с федеральными органами государственного горного надзора, которыми являются Ростехнадзор и его территориальные органы.
Основной подзаконный конкретизирующий нормативный правовой акт в данной сфере - это Приказ Минприроды от 06.09.2012 N 265 "Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса".
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс, их изменение и списание осуществляются по данным геолого-разведочных и добычных работ, а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов. Запасы учитываются по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) по рудным районам, бассейнам, субъектам РФ, федеральным округам и по Российской Федерации в целом. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способа отработки.
Запасы полезных ископаемых учитываются:
- за соответствующим пользователем недр - по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
- за соответствующим территориальным органом Роснедр - по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов РФ, за исключением участков, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, или разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
- за уполномоченным территориальным органом Роснедр - по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа, за исключением участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, или для разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии). На балансе учитываются запасы полезных ископаемых, в том числе подземных вод, лечебных грязей, рапы лиманов и озер, а также полезных ископаемых, содержащихся в отходах горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Учету на государственном балансе подлежат:
- по твердым полезным ископаемым - раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;
- по нефти и конденсату - геологические и извлекаемые запасы, по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений - только извлекаемые запасы;
- по подземным водам и лечебным грязям - балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, балансовые и забалансовые запасы рапы лиманов и озер и содержащихся в них ценных компонентов, балансовые и забалансовые запасы лечебных грязей;
- по вновь выявленным в результате геолого-разведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) - запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов;
- прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геолого-разведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на балансе;
- переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также в связи с изменением направления использования полезного ископаемого;
- запасы полезных ископаемых, складированные в спецотвалах и добытые из них.
Основанием для постановки запасов полезных ископаемых на баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утверждаемые Роснедрами.
Списание запасов полезных ископаемых с баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых, в следующих случаях:
- запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геолого-разведочных или добычных работ;
- запасы утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.
Предложения о списании учтенных балансом запасов в случаях утраты ими промышленного значения, неподтверждения данных по результатам геолого-разведочных и добычных работ вносятся:
- соответствующим пользователем недр по участкам недр, предоставленным в пользование для целей геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых или для целей разведки и добычи полезных ископаемых, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
- соответствующим территориальным органом Роснедр - по участкам недр, расположенным в пределах территорий субъектов РФ, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии);
- уполномоченным территориальным органом Роснедр - по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа, за исключением участков, предоставленных в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых или для целей геологического изучения участков недр, разведки и добычи полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).
Добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с государственного баланса без проведения государственной экспертизы на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
Учет изменений запасов в балансе осуществляется Роснедрами в срок не более 15 дней с момента получения заключения государственной экспертизы запасов, ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
Роснедра осуществляют составление государственного баланса на основании данных:
- ежегодной государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых;
- заключений государственной экспертизы запасов, утвержденных Роснедрами или территориальным органом Роснедр;
- территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из органов государственной власти субъектов РФ.
- Роснедра обязаны подготавливать сводные данные о запасах и добыче полезных ископаемых в следующие сроки:
- по твердым полезным ископаемым (кроме угля) - до 1 июля года, следующего за отчетным;
- по нефти, газу и углю - до 1 августа года, следующего за отчетным.
В срок до 1 ноября года, следующего за отчетным, Роснедра обеспечивают выпуск государственного баланса по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.