8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

Земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами.


Комментарий к ст. 25.1 Закона о Недрах


1. Ведение работ, связанных с пользованием недрами, является основанием для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заключения соглашения об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка (п. 3 ст. 39.23 ЗК).

Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регулируется гл. V.3 ЗК. 

Указанной главой определены:

  • лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.24 ЗК);
  • содержание соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.25 ЗК),
  • порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 39.26 ЗК).

Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, ЗК, если иное не установлено ЛК (ч. 2 ст. 9 ЛК).

Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых регулируется ст. 43 ЛК. Согласно указанной статье, использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута. Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со ст. 9 ЛК.

Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства. В этом случае использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК.

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута. 

В соответствии со ст. 43 ЛК Приказом Минприроды от 07.07.2020 N 417 утверждены:

  • правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;
  • перечень случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута.

Согласно ст. 52 ВК использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с ВК и законодательством о недрах. При добыче торфа и других полезных ископаемых болото или его часть может утрачивать режим водного объекта в результате полной или частичной выработки торфа, полной или частичной замены его материалами естественного или техногенного происхождения, в том числе подстилающими болото отложениями. После окончания использования болота или его части проводится их рекультивация преимущественно путем обводнения и искусственного заболачивания. Если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов (ст. 59 ВК).

При этом в границах водоохранных зон запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со ст. 19.1 комментируемого Закона (п. 8 ч. 15 ст. 65 ВК).

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 ВК).

Принципы отнесения полезных ископаемых к группе общераспространенных и рекомендуемые требования по рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным на основе анализа природных и экономических особенностей регионов, определяют Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, утв. распоряжением Минприроды от 07.02.2003 N 47-р.

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода (ч. 5 ст. 7 комментируемого Закона).

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр (ч. 1 ст. 7 комментируемого Закона).

2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (пп. 20 п. 2 ст. 39.6 ЗК). При этом важно учесть, что такой договор должен предусматривать проведение работ по рекультивации такого земельного участка (п. 2 ст. 39.8 ЗК).

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий не более чем на 2 года срок действия лицензии на пользование недрами, в случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами (пп. 10 п. 8 ст. 39.8 ЗК).

В случае осуществления геологического изучения недр использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута (пп. 4 п. 1 ст. 39.33 ЗК).

В целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии в порядке, установленном Правительством, выдается разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пп. 3 п. 1 ст. 39.34 ЗК). Порядок выдачи такого разрешения установлен Правилами выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утв. Постановлением Правительства от 27.11.2014 N 1244.

Согласно ст. 39.2 ЗК предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 ЗК. Указанными статьями определены полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в области земельных отношений. При этом важно учитывать, что земельное законодательство допускает передачу осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений органам исполнительной власти субъектов РФ (ст. 9.1 ЗК), а также перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ (ст. 10.1 ЗК).

3. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.

Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами до 1 января 2022 г. определялся Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N 3314-1. Теперь же лицензирование недропользования регулируется комментируемым Законом.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых устанавливает Положение, утв. Постановлением Правительства от 03.03.2010 N 118.

В границах участка недр, предоставленного в пользование по совмещенной лицензии для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, могут находиться геологический отвод и несколько горных отводов. Указанный геологический и горные отводы не образуют самостоятельных участков недр и являются единым участком недр в рамках лицензии (см. письмо Роснедр от 17.12.2014 N ОК-03-28/14410).

Комментируемая статья включена в Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, утв. Приказом Росприроднадзора от 30.12.2020 N 1839.

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»