8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

Строительство и эксплуатация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Органы государственной власти, пользователи недр обязаны обеспечить соблюдение требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Орган федерального государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивает государственное нормативное регулирование вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняет контрольные (надзорные) функции.

Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.

Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:

  1. допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование;
  2. обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  3. применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам;
  4. правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;
  5. проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;
  6. систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;
  7. запрещение ведения горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;
  8. осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;
  9. управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках;
  10. разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.

Мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом федерального государственного горного надзора. Порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности.

Пользователи недр, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений - профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.

Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.

При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.


Комментарий к ст. 24 Закона о Недрах


1. Правила комментируемой статьи комплексные - они пересекаются с нормами, регулирующими общие и специальные вопросы обеспечения безопасности на промышленных объектах и обеспечения безопасности природопользования в целом. Предусмотренные правила строго императивны и толковаться должны буквально.

Строительство и эксплуатация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с недропользованием, проведение геологического изучения недр допустимы только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с недропользованием.

Это означает, что в случае необеспечения такой безопасности, нарушения норм, направленных на ее обеспечение, соответствующая деятельность подлежит прекращению, а при наличии составов соответствующих правонарушений субъекты деятельности по недропользованию, обязанные обеспечивать безопасность, несут соответствующую ответственность.

На рассматриваемую область правоотношений распространяется действие ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", если применить по аналогии терминологию цивилистики, то этот Закон выступает как lex specialis. Этот Закон устанавливает правовые, социальные и экономические основы обеспечения безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов. Также его нормы направлены на предупреждение аварий на таких объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий таких аварий.

Статья 1 указанного Закона определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Также применительно к предмету комментируемой статьи имеют отношение следующие категории, определяемые в ст. 1 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов":

  • авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;
  • инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.

Статья 2 указанного Закона определяет, что опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". К категории опасных производственных объектов относятся в числе прочих и объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

К деятельности по недропользованию могут иметь отношение и опасные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества следующих видов:

  • воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
  • окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
  • горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
  • взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов.

Подпункт "в" п. 11 ч. 1 ст. 48.1 ГрК к особо опасным объектам, в числе прочих, относит и опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

2. Императивна и установленная в ч. 2 комментируемой статьи обязанность органов государственной власти и недропользователей обеспечить соблюдение требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Данное правило корреспондирует норме п. 1 ст. 11 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", согласно которой организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством. В настоящее время они установлены Постановлением Правительства от 18.12.2020 N 2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности" (действует до 1 января 2027 г.).

Согласно п. 2 ст. 11 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности определены Приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 N 518.

3. Императивное правило ч. 3 комментируемой статьи обязывает орган федерального государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивать государственное нормативное регулирование вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполнять контрольные (надзорные) функции.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 органом государственного горного надзора является Ростехнадзор. Порядок организации и осуществления федерального государственного горного надзора установлен положением, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1074.

К актам самого Ростехнадзора в данной сфере относится, к примеру, Приказ Ростехнадзора от 21.08.2017 N 327 "Об утверждении Руководства по безопасности "Рекомендации по безопасному ведению горных работ на склонных к динамическим явлениям угольных пластах".

Конечно же, нельзя не упомянуть Приказ Ростехнадзора от 10.07.2017 N 254 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (разд. I "Технологический, строительный, энергетический надзор") П-01-01-2017", который содержит исчерпывающий перечень нормативных правовых актов не только Ростехнадзора, но и иных федеральных органов власти.

Например, разд. 2.2 "Общие для различных объектов и работ, связанных с пользованием недрами" содержит перечень из 40 подзаконных нормативных правовых актов, а разд. 2.3 "Объекты угольной промышленности" - перечень из 82 актов. Перечислять их все, во-первых, нет необходимости, а во-вторых, некоторые из них являются недействующими. Причем, некоторые отменены без замены действующим актом (Постановление Правительства от 06.08.2020 N 1192).

4. Часть 4 возлагает непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, на руководителей предприятий. Причем ответственность возлагается на них независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору (подрядчик).

Наличие потенциальной опасности объектов и (или) работ в рамках недропользования распространяет на рассматриваемую область и действие ст. 15 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Правило указанной статьи является бланкетным - обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Следует учитывать, что, если та или иная деятельность в рамках недропользования является потенциально создающей повышенную опасность для окружающих или связана с использованием опасных производственных объектов (источник повышенной опасности), то в случае причинения вреда такой деятельностью (объектом) применяются правила ст. 1079 ГК "Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих". Это такой вид деликтных обязательств, который называется обязательствами именно по возмещению вреда (а не из причинения вреда). Такое обязательство отличается тем, что для его возникновения достаточно просто самого факта причинения вреда - независимо от вины причинителя - поскольку речь идет об объекте, создающем повышенную опасность для окружающих.

Согласно ст. 1079 ГК юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Эти два основания освобождения от возмещения вреда являются безусловными.

Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 1083 ГК, эти обстоятельства, в отличие от непреодолимой силы и умысла потерпевшего, следует относить к условным.

Согласно п. 2 ст. 1083 ГК, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается. Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов (п. 1 ст. 1085 ГК), при возмещении вреда в связи со смертью кормильца (ст. 1089), а также при возмещении расходов на погребение (ст. 1094). Согласно п. 3 ст. 1083 ГК суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно. ГК обязанность возмещения вреда возлагает на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников. Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности самим их владельцам, возмещается на общих основаниях - это правила ст. 1064 ГК. 

На практике это может сводиться к следующему:

  • если вред причинен одному из владельцев по вине другого - он возмещается виновным;
  • при наличии вины обоих владельцев вред возмещается соразмерно степени вины каждого;
  • если в причинении вреда вина только владельца, которому причинен вред - вред ему не возмещается;
  • если вина обоих владельцев во взаимном причинении вреда отсутствует - оснований в возмещении вреда нет.

5. Часть 5 комментируемой статьи устанавливает основные требования по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с недропользованием.

Допускается привлекать к работам только лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование.

Лица, занятые на горных и буровых работах, должны обеспечиваться спецодеждой и средствами индивидуальной и коллективной защиты (костюмы, респираторы и т.д.).

Ряд требований в данной области установлен Санитарными правилами СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40, и Методическим рекомендациями МР 2.2.0244-21 "Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда", утв. Роспотребнадзором 17.05.2021.

Следующая мера - машины, оборудование и материалы должны соответствовать санитарным нормам и правилам безопасности. Здесь можно указать на Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 N 534 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности" (действуют до 1 января 2027 г.).

Правильное использование взрывчатых веществ (как основных - бризантных, так и инициирующих) и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование - еще одно из важнейших требований. Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения, утверждены Приказом Ростехнадзора от 03.12.2020 N 494 и действуют до 1 января 2027 г.

Проведение геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон - еще одно из требований. Ряд конкретизирующих правил в данной сфере установлен Требованиями к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ и формы заявления о согласовании планов и (или) схем развития горных работ, утв. Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 537, которые также действуют до 1 января 2027 г.

Еще одним требованием выступает обязанность осуществлять систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей.

Императивный запрет установлен на ведение горных работ, если температура воздуха, а также содержание в рудничной атмосфере действующих горных выработок кислорода, вредных, взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил. К данной области относятся Приказ Ростехнадзора от 08.12.2020 N 507 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах", а также Приказ Минприроды от 28.11.2019 N 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий".

Также к основным требованиям по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, относятся:

  • осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;
  • управление деформационными процессами горного массива, обеспечивающее безопасное нахождение людей в горных выработках;
  • разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.

В силу специфики предмета регулирования к рассматриваемой области относятся и правила ст. 9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", которая устанавливает обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, например:

  • соблюдать положения ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента и Правительства, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
  • соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта;
  • иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством;
  • обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
  • допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
  • иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
  • организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
  • обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
  • обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
  • осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
  • принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте и др.

Также указанная статья устанавливает обязанности работников опасного производственного объекта:

  • соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
  • незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
  • в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

6. Согласно ч. 6 комментируемой статьи мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с Ростехнадзором.

Правила подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утверждены Постановлением Правительства от 16.09.2020 N 1466. Планы и схемы развития горных работ подготавливаются по видам полезных ископаемых (твердые полезные ископаемые, углеводородное сырье, минеральные, теплоэнергетические, технические и промышленные подземные воды, общераспространенные полезные ископаемые) и содержат мероприятия по выполнению требований законодательства о недрах и законодательства в области промышленной безопасности по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также сведения о потерях полезных ископаемых.

Планы и схемы составляются в отношении вскрышных, подготовительных, рекультивационных, геологических, маркшейдерских работ, работ по добыче полезных ископаемых и первичной переработки минерального сырья.

План развития горных работ составляется на 1 год по всем планируемым видам горных работ, а схема развития горных работ - по решению пользователя недр на срок, не превышающий 5 лет, по одному или нескольким видам работ.

Составляются планы и схемы на основе утвержденной проектной документации, условий лицензий на пользование недрами, соглашений о разделе продукции и требований, регламентирующих выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Подготовка планов и схем осуществляется самим недропользователем или юридическим лицом (допускаются и индивидуальные предприниматели), имеющим лицензию на производство маркшейдерских работ.

Планы и схемы подготавливаются для каждого участка недр в соответствии с требованиями к их подготовке, содержанию и оформлению, установленными органом государственного горного надзора, и состоят из графической части и пояснительной записки с табличными материалами. В случае если месторождение разделено на 2 и более участка недропользования или 2 и более месторождения объединены в границы одного участка, право пользования которым принадлежит одному недропользователю, или участок недр (месторождение) разрабатывается на основании нескольких видов проектной документации, допускается составление 1 плана и 1 схемы с общей графической частью и пояснительной запиской.

Заявление о согласовании планов развития горных работ направляется пользователем в орган государственного горного надзора до 1 сентября текущего года (года, предшествующего планируемому). Рассмотрение планов проходит с 20 сентября по 25 декабря года, предшествующего планируемому, в соответствии с графиком. Графики опубликовываются на сайте Ростехнадзора.

Форма заявления о согласовании планов и схем развития горных работ установлена Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 N 537.

Основаниями для отказа в согласовании плана или схемы развития горных работ являются:

  • несоблюдение требований, установленных законодательством о недрах и законодательством в области промышленной безопасности, в части предупреждения и устранения вредного влияния горных работ на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также в части несоблюдения условий лицензии на пользование недрами и положений технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых;
  • отсутствие геологического и маркшейдерского обеспечения горных работ, необходимого для достоверного учета параметров горных разработок и прогнозирования опасных ситуаций, а также отсутствие установленной геологической и маркшейдерской документации в случаях, предусмотренных законодательством;
  • несоответствие планов и схем развития горных работ требованиям, установленным органом государственного горного надзора, к их подготовке, содержанию и оформлению, а также выявление в них недостоверных сведений;
  • отсутствие обоснования соблюдения условий безопасного недропользования, предусмотренного правилами.

Решение об отказе в согласовании плана или схемы развития горных работ может быть обжаловано в соответствии с законодательством.

Сам порядок согласования планов и схем регламентирован Административным регламентом Ростехнадзора по предоставлению государственной услуги по согласованию планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утв. Приказом Ростехнадзора от 13.02.2020 N 59.

7. Согласно ч. 7 комментируемой статьи все работы, связанные с повышенной опасностью при пользовании недрами, проводятся на основании лицензий на соответствующий вид деятельности.

Данному правилу корреспондирует и требование п. 1 ст. 6 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", согласно которому отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством.

В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных ст. 14 указанного Закона, деклараций промышленной безопасности.

8. Императивное требование ч. 8 комментируемой статьи состоит в том, что недропользователи, ведущие подземные горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами, а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений - профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами.

Данное правило также надлежит толковать систематически с нормой ст. 10 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", согласно которой в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных указанным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий на договорной основе.

Во исполнение ст. 11 принято Постановление Правительства от 27.04.2018 N 517, утвердившее:

  • Положение о профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях, выполняющих горноспасательные работы;
  • Правила расчета стоимости обслуживания объектов ведения горных работ профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, выполняющими горноспасательные работы.

Задачи профессиональных горноспасательных служб и формирований определены как:

  • поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ;
  • ликвидация чрезвычайных ситуаций на объектах ведения горных работ.

В числе основных функций определяются:

  • выполнение горноспасательных работ;
  • выполнение работ неаварийного характера, требующих применения средств индивидуальной защиты органов дыхания и (или) горноспасательного оснащения;
  • участие в разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;
  • проверка планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах на соответствие фактическому состоянию готовности организаций, эксплуатирующих объекты ведения горных работ, к проведению горноспасательных работ;
  • выполнение обязанностей, вытекающих из задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Важно отметить, что горноспасательные службы и формирования в установленной сфере деятельности имеют следующие полномочия:

  • обследовать объекты ведения горных работ с целью определения готовности к реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;
  • направлять руководителям организаций и в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, информацию о выявленных случаях невозможности выполнения мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;
  • участвовать в работе комиссий по расследованию причин аварий на объектах ведения горных работ;
  • осуществлять беспрепятственный доступ на объекты ведения горных работ и территории организаций для выполнения работ, связанных с ликвидацией аварий, в порядке, предусмотренном законодательством;
  • осуществлять беспрепятственный проезд к месту проведения работ по ликвидации аварий;
  • требовать от руководителя работ по ликвидации аварии на объекте ведения горных работ привлечения соответствующих специалистов для консультаций и выполнения горноспасательных работ при ликвидации аварий и их последствий;
  • получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацию, необходимую для выполнения горноспасательных работ на объектах ведения горных работ;
  • предоставлять работникам военизированных горноспасательных частей и их семьям служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях из специализированного жилищного фонда (при его наличии);
  • использовать федеральное имущество в случаях, предусмотренных законодательством.

Согласно правилам Инструкции по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы, утв. Приказом Ростехнадзора от 11.12.2020 N 520, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключить договор на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой или формированием, время прибытия подразделения которого на место аварии позволит приступить к выполнению аварийно-спасательных работ, предусмотренных оперативной частью специального раздела плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий - плана ликвидации аварии.

Пункт 9 Положения также устанавливает, что горноспасательное обслуживание осуществляется военизированными горноспасательными частями и уполномоченными профессиональными горноспасательными службами и формированиями на договорной основе. Руководство деятельностью военизированных горноспасательных частей, а также координацию деятельности профессиональных горноспасательных служб и формирований организаций и уполномоченных профессиональных горноспасательных служб и формирований осуществляет МЧС.

9. Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место.

Согласно ст. 10 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  • планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утв. Постановлением Правительства от 15.09.2020 N 1437;
  • создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Порядок создания вспомогательных горноспасательных команд утв. Приказом МЧС от 29.11.2013 N 765;
  • иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством;
  • обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

10. В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В данном случае предметы регулирования также пересекаются с ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в соответствии с п. 1 ст. 9 которого организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.

Формулировка ч. 10 комментируемой статьи позволяет вести речь о том, что возникновение непосредственной угрозы жизни и здоровью людей подпадает под определение чрезвычайной ситуации, установленное в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Кроме того, ст. 6 данного Закона определяет, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через СМИ, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них. И именно в контексте такой обязанности в условиях чрезвычайной ситуации будет реализовываться и комментируемая обязанность.

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»