8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

Пользователями недр могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, являющиеся гражданами Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами. Пользователи недр вправе осуществлять пользование недрами с привлечением других лиц по договорам подряда, трудовым договорам, соглашениям о сервисных рисках при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья и в предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами случаях по иным соглашениям.

Пользователями недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в аукционах на право пользования такими участками недр созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов, а также если Правительством Российской Федерации в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, и (или) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не установлены дополнительные требования к созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическим лицам с участием иностранных инвесторов, которые вправе осуществлять геологическое изучение участков недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации в целях поиска и оценки месторождений углеводородного сырья.

Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.

Пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции могут быть юридические лица и созданные на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц при условии, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции.

В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Пользователями недр при осуществлении добычи полезных ископаемых, содержащих радиоактивные вещества, при захоронении радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I - V классов опасности могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности.

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу. Права и обязанности пользователя недр прекращаются со дня внесения записи о прекращении права пользования недрами по соответствующей лицензии на пользование недрами в государственный реестр участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, предусмотренный статьей 28 настоящего Закона, за исключением обязанностей по ликвидации или консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, и рекультивации земель, организации и проведению в соответствии с законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на горных выработках, буровых скважинах и иных сооружениях, связанных с пользованием недрами, на период проведения ликвидационных или консервационных мероприятий.

Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом участков недр могут осуществлять добычу попутных полезных ископаемых (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), не указанных в лицензиях, после получения заключения государственной экспертизы, предусмотренной статьей 29 настоящего Закона, и внесения соответствующих изменений в лицензию.

Пользователями недр на участках недр местного значения, которые указаны в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона и которые предоставляются в пользование в соответствии с абзацем седьмым пункта 7 части первой статьи 10.1 настоящего Закона, могут быть юридические лица, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", концессионные соглашения в отношении объектов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве в отношении объектов, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Пользователями недр на участках недр местного значения, которые указаны в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона и предоставлены в пользование в соответствии с абзацем девятым пункта 7 части первой статьи 10.1 настоящего Закона, могут быть субъекты естественной монополии в области железнодорожного транспорта, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Перечень таких объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования утверждается Правительством Российской Федерации.


Комментарий к ст. 9 Закона о Недрах


1. Как предусмотрено в ч.1 комментируемой статьи, пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в т.ч. участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица. При этом сделана оговорка "если иное не установлено федеральными законами", которая означает, что в случаях, предусмотренных актами федерального законодателя, возможны ограничения в предоставлении определенным лицам права пользования недрами. Ряд таких случаев предусмотрен непосредственно в нормах комментируемой статьи. Указание в рассматриваемой части только на федеральные законы основано на положениях ч.3 ст.55 Конституции РФ (см. коммент. к ст.8 Закона).

Законодательное определение предпринимательской деятельности содержится в п.1 ст.2 части первой ГК РФ, согласно которому гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются юридические лица (организации) и индивидуальные предприниматели. Юридическим лицом согласно п.1 ст.48 части первой ГК РФ (здесь и далее в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ) признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В соответствии с п.3 ст.49 данного Кодекса правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении. В пункте 1 ст.23 данного Кодекса предусмотрено, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Простое товарищество регламентировано положениями гл.55 части второй ГК РФ. Как определено в п.1 ст.1041 данного Кодекса, по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. В соответствии с п.2 указанной статьи сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Определение понятия иностранной организации следует из положения п.2 ст.11 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ), в которой дано определения понятия "организация" для целей налогообложения: юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории России (иностранные организации). Как видно, определение понятия "иностранная организация" одновременно включает в себя как само иностранное юридическое лицо по законодательству иностранного государства, так и его филиалы и представительства.

Иностранный гражданин согласно определению, данному в п.1 ст.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", - это физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

2-3. Положения ч.2 и 3 комментируемой статьи устанавливают требования к пользователям недр на участках недр федерального значения. Данные нормы введены Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", которым геологическое изучение недр и (или) разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения отнесены к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч.3 ст.12 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ положения ч.2 и 3 комментируемой статьи не применяются, если пользование участком недр федерального значения осуществляется лицом, которому право пользования данным участком недр было предоставлено до дня вступления в силу данного Закона, т.е. до 7 мая 2008 года.

В части 2 комментируемой статьи установлено единственное требование к пользователями недр на участках недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа России и участков недр федерального значения, расположенных на территории России и простирающихся на ее континентальный шельф: таковыми могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, т.е. российские организации. При этом сделана оговорка "если Правительством РФ в соответствии с настоящим Законом не установлены дополнительные ограничения допуска к участию в аукционах на право пользования такими участками недр созданных в соответствии с законодательством РФ юридических лиц с участием иностранных инвесторов". Указанное полномочие Правительства РФ закреплено во введенной тем же Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ части 2 ст.13_1 комментируемого Закона (после изложения указанной статьи полностью в новой редакции это часть 3 этой статьи).

Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа России, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории России и простирающихся на ее континентальный шельф, в соответствии с ч.3 комментируемой статьи могут быть только юридические лица, которые одновременно отвечают следующим условиям: 1) юридические лица, созданы в соответствии с законодательством РФ, т.е. являются российскими организациями; 2) юридические лица имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа России не менее чем пять лет; 3) доля (вклад) России в уставных капиталах юридических лиц составляет более чем 50% и (или) в отношении юридических лиц Россия имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы юридических лиц.

В отношении последнего из указанных условий следует отметить, что согласно ч.7 ст.2 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 343-ФЗ) положения названного Закона, которые регулируют отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющие пользование участками недр федерального значения, не распространяются на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющие пользование участками недр федерального значения, если до совершения соответствующих сделок Россия имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, и сохраняет за собой такое право после их совершения.

Однако, из данной нормы предусмотрено исключение. В соответствии с ч.3 указанной статьи сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате совершения которых иностранные государства, международные организации или находящиеся под их контролем организации приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, или иную возможность блокировать решения органов управления таких хозяйственных обществ либо приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 5% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства и осуществляющих пользование участками недр федерального значения, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном данным Законом.

Необходимо также иметь в виду, что согласно ч.9 ст.17_1 комментируемого Закона в случае, если данным Законом не установлено иное, запрещается переход права пользования участком недр федерального значения к созданному в соответствии с законодательством РФ юридическому лицу с участием иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, которые:

  1. имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в т.ч. на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем 10% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал такого юридического лица;
  2. имеют право на основании договора или по иному основанию определять решения, принимаемые таким юридическим лицом, в т.ч. условия осуществления им предпринимательской деятельности;
  3. имеют право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 10% состава коллегиального исполнительного органа и (или) имеют безусловную возможность избирать более чем 10% состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого юридического лица.

При этом в ч.10 указанной статьи (части 9 и 10 включены в статью тем же Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ) предусмотрено, что по решению Правительства РФ в исключительных случаях допускается переход права пользования участками недр федерального значения к указанным субъектам предпринимательской деятельности.

4. В части 4 комментируемой статьи определены лица, которые могут быть пользователями недр на условиях соглашений о разделе продукции, а именно:

  • юридические лица. При этом не указано на то, что юридические лица должны быть созданы в соответствии с законодательством РФ, т.е. речь идет как о российских, так и об иностранных организациях;
  • созданные на основе договоров о совместной деятельности (договоров простого товарищества) и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц. Обязательным условием является то, что участники таких объединений несут солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из соглашений о разделе продукции. Следует обратить внимание на то, что в рассматриваемой норме, в отличие от ч.1 данной статьи, как о пользователях недр говорится не об участниках простого товарищества, а о самом простом товариществе.

Часть 4 комментируемой статьи согласуется с положениями ст.3 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" (в ред. Федерального закона от 6 июня 2003 года N 65-ФЗ), в соответствии с которыми:

  • инвесторами как стороной соглашения о разделе продукции являются юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения (п.1);
  • в случае, если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению (п.2).

Строго говоря, солидарная ответственность участников простого товарищества - инвестора в соглашении о разделе продукции предопределена правовым режимом такого объединения юридических лиц, поскольку согласно п.2 ст.1047 части второй ГК РФ в случае, если договор простого товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от оснований их возникновения.

Права кредитора при солидарной обязанности определены статьей 323 части первой ГК РФ. Согласно ст.324 данного Кодекса в случае солидарной обязанности должник не вправе выдвигать против требования кредитора возражения, основанные на таких отношениях других должников с кредитором, в которых данный должник не участвует. Статьей 325 данного Кодекса регламентировано исполнение солидарной обязанности одним из должников. О солидарных требованиях говорится в ст.326 данного Кодекса.

5. Как предусмотрено в ч.5 комментируемой статьи, в случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии) (указание на возможность привлечения лиц, имеющих соответствующие разрешения (лицензии), введено Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ).

Данная норма основывается на положениях п.1 ст.49 части первой ГК РФ, согласно которым (ред. Федерального закона от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ) юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Как разъяснялось в п.19 Постановления Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", после введения в действие данного Кодекса виды деятельности, подлежащие лицензированию, могут устанавливаться только законом.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулирует Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", что и закреплено в ч.1 его ст.1. Однако, следует иметь в виду, что в ч.5 комментируемой статьи речь идет о необходимости наличия разрешений (лицензий) на осуществление именно отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, но не лицензий на пользование недрами - специальных государственных разрешений, которыми оформляется предоставление недр в пользование (см. коммент. к ст.11 Закона).

6. Часть 6 комментируемой статьи закрепляет требования к пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивных веществ и захоронению радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов. Так, пользователями недр при ведении указанных работ могут быть только юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством РФ, т.е. российские организации, и которые имеют выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных веществ, по использованию токсичных и иных опасных отходов.

Как установлено в ч.4 ст.26 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" (в ред. Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 347-ФЗ), в соответствии с данным Законом лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.

Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013 года N 280 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии.

Как положениями ст.9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", так и положениями п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Данные положения приведены в редакции изменений, внесенных с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ. Соответственно, тем же Законом с 1 января 2016 года в ч.6 комментируемой статьи вместо радиоактивных, токсичных и иных опасных отходах будет говориться о радиоактивных отходах, отходах I-V классов опасности.

Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 года N 255 "О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности" (название в ред. Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2013 года N 84) утверждено Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (название в ред. Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2013 года N 84).

7. В соответствии с общим правилом, закрепленным в ч.7 комментируемой статьи, права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Как представляется, под такой датой следует понимать дату подписания лицензии и присвоения ей государственного регистрационного номера (о порядке присвоения лицензии государственного регистрационного номера см. коммент. к ст.11 Закона).

При предоставлении же права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции согласно ч.7 комментируемой статьи права и обязанности пользователя недр возникают с даты вступления такого соглашения в силу. Данное положение согласуется с пунктом 1 ст.4 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", устанавливающим, что право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с названным Законом. Как предусмотрено в п.2 указанной статьи (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), участок недр предоставляется в пользование инвестору в соответствии с условиями соглашения; при этом лицензия на пользование участком недр, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в соглашении, выдается инвестору в порядке, установленном законодательством РФ о недрах, в течение 30 дней с даты подписания соглашения (см. коммент. к ст.11 Закона).

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»