Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды.
Пользование недрами на территориях населенных пунктов и зон с особыми условиями использования территорий может быть ограничено или запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу безопасности жизни и здоровья населения, охране окружающей среды, сохранности зданий и сооружений, включая сохранность горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
Пользование недрами на особо охраняемых природных территориях осуществляется в соответствии с режимом особой охраны их территорий.
Комментарий к ст. 8 Закона о Недрах
1. В части 1 комментируемой статьи установлено, что пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды (до внесения Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ изменения говорилось об окружающей природной среде). Основа такого регулирования заложена в норме ч.3 ст.55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная конституционная норма воспроизведена и в положении п.2 ст.1 части первой ГК РФ применительно к возможности ограничения гражданских прав.
Упоминая о норме ч.3 ст.55 Конституции РФ, представляется целесообразным привести правовую позицию, которую КС России изложил еще в Постановлении от 18 февраля 2000 года N 3-П: определяя средства и способы защиты государственных интересов, законодатель должен использовать лишь те меры, которые необходимы, строго обусловлены этими целями и исключают для конкретной правоприменительной ситуации возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина; публичные интересы, перечисленные в ст.55 (ч.3) Конституции РФ, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.
2. Согласно ч.2 комментируемой статьи пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде (до внесения Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ изменения говорилось об окружающей природной среде).
В соответствии с п.1 ст.83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий и что границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Следует обратить внимание на то, что данные положения земельного законодательства приведены в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ, устранившего различие понятия "поселение", установленного в ЗК РФ и Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, в соответствии с данным Кодексом черта поселений отделяет земли поселений от земель других категорий, а согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ граница поселений отделяет его от других муниципальных образований, при этом в границы поселения как муниципального образования входят не только земли поселений, но и земли других категорий. Исходя из этого Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ понятие земель поселений заменено понятием земель населенных пунктов.
В состав пригородных зон согласно п.1 ст.86 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ) могут включаться земли, находящиеся за границами населенных пунктов, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.
В отношении же объектов промышленности, транспорта и связи следует отметить, что в ЗК РФ (ст.7) в качестве самостоятельной категории земель названы земли промышленности и иного специального назначения. Как предусмотрено в п.1 ст.87 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ), землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно пункту 2 ст.87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
- земли промышленности;
- земли энергетики;
- земли транспорта;
- земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
- земли для обеспечения космической деятельности;
- земли обороны и безопасности;
- земли иного специального назначения.
3. Как предусмотрено в ч.3 комментируемой статьи, пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий. Определение понятия особо охраняемых территорий следует из п.1 ст.94 ЗК РФ, согласно которому к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В соответствии с п.2 указанной статьи (здесь и далее в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ) к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
- особо охраняемых природных территорий;
- природоохранного назначения;
- рекреационного назначения;
- историко-культурного назначения;
- особо ценные земли.
Данной статьей также предусмотрено следующее:
- порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов (п.3);
- порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.4);
- земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия России, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных данным Кодексом, федеральными законами (п.6).
Согласно пункту 1 ст.1 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции РФ и состоит из названного Закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В пункте 2 ст.2 данного Закона (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ) предусмотрено, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:
а) государственные природные заповедники, в т.ч. биосферные заповедники;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады.