8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды.

Пользование недрами на территориях населенных пунктов и зон с особыми условиями использования территорий может быть ограничено или запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу безопасности жизни и здоровья населения, охране окружающей среды, сохранности зданий и сооружений, включая сохранность горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

Пользование недрами на особо охраняемых природных территориях осуществляется в соответствии с режимом особой охраны их территорий.


Комментарий к ст. 8 Закона о Недрах


1. В части 1 комментируемой статьи установлено, что пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды (до внесения Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ изменения говорилось об окружающей природной среде). Основа такого регулирования заложена в норме ч.3 ст.55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная конституционная норма воспроизведена и в положении п.2 ст.1 части первой ГК РФ применительно к возможности ограничения гражданских прав.

Упоминая о норме ч.3 ст.55 Конституции РФ, представляется целесообразным привести правовую позицию, которую КС России изложил еще в Постановлении от 18 февраля 2000 года N 3-П: определяя средства и способы защиты государственных интересов, законодатель должен использовать лишь те меры, которые необходимы, строго обусловлены этими целями и исключают для конкретной правоприменительной ситуации возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина; публичные интересы, перечисленные в ст.55 (ч.3) Конституции РФ, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату; цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.

2. Согласно ч.2 комментируемой статьи пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде (до внесения Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ изменения говорилось об окружающей природной среде).

В соответствии с п.1 ст.83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В пункте 2 указанной статьи предусмотрено, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий и что границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Следует обратить внимание на то, что данные положения земельного законодательства приведены в редакции Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ, устранившего различие понятия "поселение", установленного в ЗК РФ и Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Так, в соответствии с данным Кодексом черта поселений отделяет земли поселений от земель других категорий, а согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ граница поселений отделяет его от других муниципальных образований, при этом в границы поселения как муниципального образования входят не только земли поселений, но и земли других категорий. Исходя из этого Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ понятие земель поселений заменено понятием земель населенных пунктов.

В состав пригородных зон согласно п.1 ст.86 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ) могут включаться земли, находящиеся за границами населенных пунктов, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

В отношении же объектов промышленности, транспорта и связи следует отметить, что в ЗК РФ (ст.7) в качестве самостоятельной категории земель названы земли промышленности и иного специального назначения. Как предусмотрено в п.1 ст.87 данного Кодекса (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ), землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно пункту 2 ст.87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

  1. земли промышленности;
  2. земли энергетики;
  3. земли транспорта;
  4. земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  5. земли для обеспечения космической деятельности;
  6. земли обороны и безопасности;
  7. земли иного специального назначения.

3. Как предусмотрено в ч.3 комментируемой статьи, пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий. Определение понятия особо охраняемых территорий следует из п.1 ст.94 ЗК РФ, согласно которому к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В соответствии с п.2 указанной статьи (здесь и далее в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ) к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 

  1. особо охраняемых природных территорий; 
  2. природоохранного назначения; 
  3. рекреационного назначения; 
  4. историко-культурного назначения; 
  5. особо ценные земли.

Данной статьей также предусмотрено следующее:

  • порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов (п.3);
  • порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.4);
  • земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия России, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных данным Кодексом, федеральными законами (п.6).

Согласно пункту 1 ст.1 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции РФ и состоит из названного Закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

В пункте 2 ст.2 данного Закона (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ) предусмотрено, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: 

а) государственные природные заповедники, в т.ч. биосферные заповедники; 

б) национальные парки; 

в) природные парки; 

г) государственные природные заказники; 

д) памятники природы; 

е) дендрологические парки и ботанические сады.

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»