Организационное обеспечение лицензирования пользования недрами возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы.
Федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы:
- представляют в Правительство Российской Федерации предложения о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения, о включении в перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются без проведения аукционов, участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, участков недр федерального значения, содержащих газ, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, о включении в перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются без проведения аукционов, участков недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений углеводородного сырья, а также о предоставлении права пользования такими участками без проведения аукционов;
- осуществляют подготовку перечней участков недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения) для геологического изучения недр, для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, или для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр, и определяют условия предоставления таких участков недр;
- согласовывают перечни участков недр местного значения;
- осуществляют лицензирование пользования недрами, за исключением лицензирования пользования недрами в отношении участков недр местного значения, с привлечением подведомственных ему государственных казенных учреждений;
- осуществляют подготовку условий пользования участками недр по видам пользования недрами, предусмотренным статьей 6 настоящего Закона, в отношении каждого участка недр, за исключением участков недр местного значения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков недр, находящихся на их территориях:
- осуществляют лицензирование пользования недрами в отношении участков недр местного значения;
- осуществляют подготовку условий пользования участками недр местного значения по видам пользования недрами, предусмотренным статьей 6 настоящего Закона;
- вправе представлять в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы предложения о включении участков недр в перечни участков недр для геологического изучения недр, для разведки и добычи полезных ископаемых, для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, или для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, об условиях проведения аукционов на право пользования участками недр и условиях лицензий на пользование недрами;
- осуществляют подготовку и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Федеральные органы исполнительной власти участвуют в обеспечении организации и осуществления лицензирования пользования недрами в соответствии с полномочиями, определяемыми Правительством Российской Федерации.
Комментарий к ст. 16 Закона о Недрах
1. Часть 1 комментируемой статьи возлагает организационное обеспечение лицензирования пользования недрами на Роснедра. Роснедра осуществляют свои полномочия во взаимодействии с Минприроды. Детально правовой статус Роснедр закреплен Постановлением Правительства от 17.06.2004 N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию".
2. Части 2 и 3 комментируемой статьи в общем виде определяют состав полномочий федерального и территориальных органов управления государственным фондом недр, а также органов исполнительной власти субъектов РФ относительно участков недр, находящихся на их территориях.
2.1. На федеральный орган управления государственным фондом недр (его территориальные органы) возлагаются следующие полномочия:
1) представление в Правительство предложений о:
а) проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения;
б) включении в перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются без проведения аукционов:
- участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации,
- участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф,
- участков недр федерального значения, содержащих газ, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии,
- участков недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений углеводородного сырья;
в) предоставлении права пользования такими участками без проведения аукционов. Перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения аукционов, утв. Распоряжением Правительства от 15.06.2009 N 787-р;
2) подготовка перечней и определение условий предоставления участков недр (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения) для:
- геологического изучения недр;
- разведки и добычи полезных ископаемых;
- геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии;
- разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр;
3) согласование перечней участков недр местного значения;
4) лицензирование пользования недрами, за исключением лицензирования пользования недрами в отношении участков недр местного значения, с привлечением подведомственных ему государственных казенных учреждений;
5) подготовка условий пользования участками недр по видам пользования недрами, предусмотренным ст. 6 настоящего Закона, в отношении каждого участка недр, за исключением участков недр местного значения.
Расширенный перечень полномочий Роснедр закреплен в Положении о Роснедрах, утв. Постановлением Правительства от 17.06.2004 N 293.
2.2. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ заключаются в следующем:
1) лицензирование пользования недрами в отношении участков недр местного значения;
2) подготовка условий пользования участками недр местного значения по видам пользования недрами, предусмотренным ст. 6 комментируемого Закона;
3) право представления в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы предложений:
а) о включении участков недр в перечни участков недр для:
- геологического изучения недр,
- разведки и добычи полезных ископаемых,
- геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии,
- или разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых;
б) об условиях проведения аукционов на право пользования участками недр и условиях лицензий на пользование недрами;
4) подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Положение, закрепленное в ч. 3 комментируемой статьи, получает дальнейшее развитие в законодательстве субъектов РФ, регулирующем общественные отношения в сфере недропользования. Например, Постановлением правительства Московской области от 31.12.2004 N 825/53 утверждено Положение о порядке оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Московской области.
3. Часть 4 комментируемой статьи возлагает на Правительство обязанность принятия нормативного правового акта по вопросам определения и регулирования правового статуса федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обеспечении организации и осуществления лицензирования пользования недрами.
Правовой статус Роснедр - органа государственной власти, на которого возложены полномочия по оформлению, государственной регистрации и выдаче лицензий на пользование участками недр, регламентирован Постановлением Правительства от 17.06.2004 N 293. Роснедра является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования. Роснедра находятся в ведении Минприроды.