Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, за совершение юридически значимых действий в сфере оборота оружия взимается государственная пошлина в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Комментарий к ст. 23 Закона об Оружии
1. Комментируемой статьей устанавливается порядок взимания платежей при выдаче лицензий, разрешений и сертификатов, продлении срока их действия.
Размеры единовременных сборов, взимаемых с юридических лиц и граждан за выдачу лицензий на приобретение гражданского и служебного оружия, разрешений на хранение или хранение и ношение, транспортирование, ввоз на территорию РФ и вывоз с территории РФ оружия и патронов к нему, а также за продление срока их действия, а также с юридических лиц и граждан за выдачу сертификатов на модели гражданского и служебного оружия, типы патронов к нему утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1998 г. N 574 "О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии", а также за продление срока их действия".
Указанным нормативным правовым актом приводятся размеры единовременных сборов, которые исчисляются в минимальных размерах оплаты труда (МРОТ). При этом в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" закреплено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством РФ в зависимости от МРОТ, производится с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Так, к примеру, установлены следующие размеры единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений на оружие, пользующееся наибольшей популярностью у граждан:
- выдача лицензии со сроком действия 5 лет на приобретение газового оружия (пистолета или револьвера), огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства, сигнального оружия, продление срока действия лицензии и ее переоформление при изменении гражданином места жительства, а также пришедшей в негодность или утраченной лицензии - 30 рублей;
- лицензия на приобретение гражданского оружия со сроком действия 6 месяцев: одной единицы огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия - 100 рублей; одной единицы охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, огнестрельного комбинированного оружия - 200 рублей;
- разрешение на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны (без права ношения): выдача разрешения со сроком действия 5 лет, продление срока действия разрешения и его переоформление при изменении гражданином места жительства, а также пришедшего в негодность или утраченного разрешения - 100 рублей.
2. Вызывает интерес Определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2008 г. N 1079-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рябинина Дениса Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 23 Федерального закона "Об оружии" и Постановлением Правительства Российской Федерации "О размерах единовременных сборов, взимаемых за выдачу лицензий, разрешений, и сертификатов, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии", а также за продление их действия", который на основе тщательного анализа законодательства РФ о налогах и сборах отметил, что единовременный сбор за выдачу лицензии на приобретение оружия взимается за совершение юридически значимых действий по оформлению права гражданина на приобретение оружия и обусловлен его свободным волеизъявлением; он имеет своим назначением компенсацию дополнительных затрат государства, произведенных в интересах плательщика, и следовательно не обладает признаком индивидуальной безвозмездности, характерным для налоговых обязательств. Его уплата является необходимым условием приобретения права на оружие и при соблюдении иных правил лицензирования, установленных комментируемым Законом, возлагает на уполномоченные органы публичной власти обязанность выдать соответствующую лицензию в подтверждение приобретенного права. Таким образом, единовременный сбор за выдачу лицензии на приобретение оружия носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и по своей юридической природе является фискальным сбором, следовательно, федеральный законодатель вправе установить его как в Налоговом кодексе РФ, так и в комментируемом Законе. Делегирование федеральным законодателем Правительству РФ полномочия по утверждению конкретных размеров единовременных сборов не может рассматриваться как произвольное и ничем не мотивированное. Именно Правительство РФ, осуществляя согласно Основному Закону страны исполнительную власть, обеспечивает, в частности, посредством издания нормативных правовых актов проведение в России единой финансовой (в том числе налоговой) политики, а также осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью, иные полномочия, возложенные на него федеральными законами. При этом предполагается, что утверждаемые Правительством РФ размеры единовременных сборов должны быть обоснованными, справедливыми и соразмерными затратам органов публичной власти, связанным с выдачей лицензий на приобретение оружия.