Торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
Юридические лица, имеющие право осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, обязаны:
- иметь соответствующие учредительные и регистрационные документы, лицензии на производство гражданского и служебного оружия и патронов к нему или торговлю ими;
- иметь сертификаты соответствия или декларации о соответствии продаваемого гражданского и служебного оружия и патронов к нему, разрешение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа на хранение указанного оружия;
- требовать от покупателя предъявления лицензии на приобретение выбранного им оружия и патронов к нему, за исключением тех видов оружия и патронов к нему, на приобретение которых лицензия не требуется;
- обеспечивать учет приобретаемых и продаваемых оружия, патронов, инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию, а также хранение учетной документации в течение 10 лет;
- представлять в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, ежемесячно сведения о проданных гражданском и служебном оружии и патронах к нему, об их покупателях по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия;
- регистрировать в лицензии покупателя продаваемые газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие, холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, а также регистрировать в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, охотничье холодное клинковое оружие;
- обеспечивать сохранность оружия и безопасность его хранения;
- представлять в федеральную пулегильзотеку пули и гильзы, отстрелянные из продаваемого служебного и нарезного гражданского оружия, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Не подлежат продаже без сертификата соответствия или декларации о соответствии гражданское и служебное оружие и патроны к нему, не имеющие номера и клейма, оружие, имеющее культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия, а также конструктивно сходные с оружием изделия.
Запрещается продавать гражданское и служебное оружие юридическим лицам, не представившим лицензию на приобретение указанного оружия, а патроны к нему - юридическим лицам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение указанного оружия. Запрещается продавать оружие гражданам, не представившим лицензию на приобретение соответствующего вида оружия, патроны к нему - гражданам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение соответствующего гражданского, служебного или наградного оружия, к которому они вправе приобретать патроны, за исключением тех видов оружия и патронов к нему, на приобретение которых лицензия не требуется. Запрещается продавать охотничье метательное стрелковое оружие гражданам, не представившим охотничьего билета и разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия. Запрещается продавать инициирующие и воспламеняющие вещества и материалы (порох, капсюли) для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию либо для заряжания оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик старинного (антикварного) огнестрельного оружия гражданам, не представившим разрешение на хранение и ношение гражданского огнестрельного длинноствольного оружия. Не подлежат продаже вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию, упаковка которых не содержит сведений о правилах их безопасного использования для самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию.
Юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, запрещается совмещать в одном торговом зале продажу оружия и иных видов товаров, за исключением частей оружия, товаров, предназначенных для использования с оружием, конструктивно сходных с оружием изделий, спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей.
Лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему не дает права на открытие филиалов юридических лиц, созданных для торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
В организациях, осуществляющих торговлю оружием и (или) патронами к нему, должности, связанные с продажей, хранением, учетом оружия и патронов к нему, основных частей огнестрельного оружия, не могут замещать граждане Российской Федерации, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо в отношении которых судом установлен запрет замещать такие должности или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия, а также иностранные граждане и лица без гражданства.
Комментарий к ст. 18 Закона об Оружии
1. Как отмечает Е.Я. Парций, "торговля... включает в себя продажу (реализацию) товара, а также определенные подготовительные и сопутствующие продаже операции, включая приемку, хранение, предпродажную подготовку, нахождение товара в торговом зале, на витрине, совершение всех действий, предусмотренных законодательством для получения права на осуществление этой предпринимательской деятельности, и т.д.".
Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 "О свободе торговли" предприятиям, а также гражданам предоставлено право осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и сборов, за исключением торговли оружием, боеприпасами, взрывчатыми, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами, проездными билетами и другими товарами, реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством.
В п. 5 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" отмечается, что отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров.
Согласно требованиям комментируемого Закона торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия требует специального разрешения (лицензии). Включение того или иного вида оружия в Государственный кадастр гражданского и служебного оружия обязывает юридическое лицо иметь лицензию на право продажи указанного товара. Таким образом, торговля оружием является лицензируемым видом деятельности и регулируется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ и комментируемым Законом.
Кроме юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием и патронами к нему на основании лицензии, такую торговлю могут осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, выданной Минпромторгом России (см. комментарий к ст. 9.1).
Приказом МВД России от 15 июля 2013 г. N 541 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензий на выполнение работ (услуг) по торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия и (или) реализации (торговле) патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов.
Отметим, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2012 г. N 865 при выполнении работ (услуг) по торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) на осуществление лицензионной деятельности, являются:
- наличие принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании торговых помещений и оборудования, необходимых для осуществления заявленных работ (услуг), отвечающих установленным требованиям к приему, учету, хранению и предпродажной подготовке оружия, обеспечению условий сохранности учетной документации, исключению доступа к оружию и (или) учетной документации посторонних лиц;
- наличие в штате работников, ответственных за сохранность, учет и хранение оружия, а также выполняющих функции, связанные с продажей, предпродажной подготовкой, передачей, транспортированием оружия и выполнением заявленных работ (услуг) с оружием.
Наиболее известные производители гражданского и служебного оружия и патронов к нему в нашей стране - это ОАО "Тульский оружейный завод", ОАО "Ижевский механический завод", ТОО НПФ "Азот", Новосибирский механический завод "Искра" и др.
Торговля оружием вне стационарных мест торговли, а именно:
- на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и винных местах - запрещена. Особенности продажи оружия и патронов к нему установлены в Постановлении Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
2. В комментируемой статье перечислены обязанности юридических лиц, имеющих право осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему. Указанные обязанности, а также контроль за их выполнением максимально конкретизированы в гл. III Правил оборота гражданского и служебного оружия и гл. XIV Инструкции к Приказу МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288. В частности, в ходе проверок организаций, имеющих вооруженную охрану помещений и торговых залов, выясняются законность осуществления конкретными работниками охранных функций с оружием и наличие соответствующих договорных обязательств по охране.
3. Лицензионный контроль за указанными в комментируемой статье субъектами предпринимательской деятельности проводится лицензирующим органом с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, установлены также комментируемым Законом (см. комментарий к ст. 28).
Необходимо отметить, что плановые проверки юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием и патронами к нему, проводятся сотрудниками лицензионно-разрешительных подразделений в соответствии с планами работы не реже одного раза в месяц.
4. В комментируемой статье установлены определенные запреты, связанные с торговлей оружием и патронами к нему. Так, отсутствие сертификата, номера и клейма, знака соответствия государственным стандартам РФ на оружии и патронах к нему делает невозможным их реализацию. Продажа оружия осуществляется строго по лицензиям и разрешениям. В торговом зале юридического лица разрешается торговать только оружием. При этом можно совмещать продажу в одном торговом зале оружия со спортивными, охотничьими и рыболовными принадлежностями и запасными частями к оружию. Филиалы юридических лиц, созданные для торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему, обязаны иметь отдельную лицензию на право торговли.
Не могут замещать должности, связанные с торговлей оружием (директор, продавец-консультант), лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленное преступление; лица, в отношении которых судом установлен запрет замещать должности, связанные с оборотом оружия или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия. Указанное ограничение имеет ярко выраженную профилактическую направленность с целью недопущения к работе с оружием лиц с противоправным прошлым. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (в т.ч. лицензии, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору, является основанием для прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
Также комментируемая статья устанавливает запрет на продажу веществ и материалов для самостоятельного снаряжения патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию либо для заряжания оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик старинного (антикварного) огнестрельного оружия гражданам, не представившим разрешений на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" реклама служебного и гражданского оружия и патронов к нему допускается только в специализированных печатных изданиях для пользователей такого оружия, в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия. При этом реклама оружия не должна быть обращена к несовершеннолетним. Например, Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2010 г. по делу N А12-14575/2009 юридическое лицо, торговавшее оружием, признано нарушителем, поскольку размещение рекламы оружия на витрине было обращено на внешнюю сторону улицы.
Нарушение правил торговли оружием и патронами к нему влечет уголовную и административную ответственность. К примеру, за грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении торговли оружием и патронами к нему предусмотрена такая мера административной ответственности, как административное приостановление деятельности (ч. 4 ст. 14.1, ч. 1 ст. 20.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).