8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.


Комментарий к ст. 52 Закона о Недрах


1. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, соответственно, выступают источниками экологического права по вопросам международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования отдельных природных ресурсов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международный договор Российской Федерации - международный правовой акт, означающий международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Законодатель выделяет различные виды международных договоров Российской Федерации:

  • межгосударственные договоры - заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации;
  • межправительственные договоры - заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Правительства;
  • договоры межведомственного характера - заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций.

Необходимо отметить, что под международными договорами понимаются международные договоры Российской Федерации независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров) (ч. 2 ст. 1 ФЗ "О международных договорах РФ").

Согласно п. "к" ст. 71 Конституции международные договоры Российской Федерации относятся к вопросам исключительного ведения России.
Порядок подготовки текстов международных договоров Российской Федерации утвержден Приказом МИД от 04.12.2020 N 21949.

2. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона заключение международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования.

Отметим, что указанные полномочия могут быть закреплены за федеральными органами государственной власти как общей компетенции (Правительство), так и специальной компетенции (Минприроды).

Требования международных договоров Российской Федерации выступают предметом государственного геологического надзора. Предупреждение, выявление и пресечение нарушений пользователями недр требований международных договоров Российской Федерации закрепляется законодателем в качестве основных задач осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (ст. 37 комментируемого Закона).

3. Приоритет норм и правил международных договоров закреплен ч. 4 ст. 15 Конституции и ч. 2 ст. 5 ФЗ "О международных договорах РФ" и означает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Аналогичная норма отражена и в комментируемой статье.

Отметим, что международные договоры не должны противоречить Конституции. Детализация данной правовой нормы прослеживается в новой редакции ст. 79 Конституции, измененной Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти": решение межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Соответствующие изменения были внесены и в комментируемую статью.

Законодатель также отмечает, что такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. Субъектом, обладающим соответствующими правомочиями, является Конституционный Суд РФ (Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

4. Цели, принципы, основные направления и виды международного сотрудничества в области использования и охраны недр отражены в Модельном кодексе о недрах и недропользовании для государств-участников СНГ, принятом на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 20-8 от 7 декабря 2002 г.).

Согласно Положению о разработке модельных законодательных актов и рекомендаций Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 14.04.2005 модельный законодательный акт имеет рекомендательный характер и принимается Межпарламентской Ассамблеей в целях формирования и осуществления согласованной законодательной деятельности государств - участников Межпарламентской Ассамблеи по вопросам, представляющим общий интерес, приведения законодательства государств-участников Содружества в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках Содружества, и иными международными договорами (п. 1.2).

Вопросам международного сотрудничества в области использования и охраны недр посвящена гл. 66 Модельного кодекса о недрах и недропользовании.

В соответствии со ст. 366 Модельного кодекса целями международного сотрудничества признаются взаимопомощь и координация совместных действий в сфере изучения, разведки, использования и охраны недр по следующим направлениям:

  • поэтапное сближение и гармонизация законодательных и иных нормативных актов в сфере изучения, разведки, использования и охраны недр;
  • совершенствование правовой базы хозяйственного сотрудничества в условиях становления и развития рыночных отношений;
  • осуществление на взаимоприемлемой основе геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, обеспечение роста эффективности производства и использования полезных ископаемых и продуктов их переработки, других ресурсов недр при условии одновременного повышения уровня безопасности и сведения к минимуму проблем загрязнения окружающей среды;
  • разработка и предложение новых механизмов эффективного сотрудничества органов государственной власти и управления, а также субъектов государства.

Международное сотрудничество государств-участников СНГ основывается на принципах взаимного уважения, доверия, взаимопомощи, компромисса, недискриминации, невмешательства в дела друг друга, своевременного выполнения принятых обязательств, мирного разрешения споров (ст. 367 Модельного кодекса).

Государство СНГ предпринимает усилия по созданию обстановки, благоприятной для функционирования предприятий горнопромышленного комплекса и притока инвестиций и современных технологий посредством внедрения рыночных подходов к организации деятельности в сфере изучения, разведки, использования и охраны недр, контроля государства за рациональной отработкой запасов месторождений полезных ископаемых и эксплуатации иных ресурсов недр.

В качестве приоритетных направлений и видов международного сотрудничества в области использования и охраны недр государство СНГ признает:

  • развитие рынка минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки, в том числе путем создания благоприятных условий для установления взаимовыгодных кооперативных связей субъектов хозяйственной деятельности стран-участниц международного сотрудничества;
  • обеспечение доступа к недрам, их изучение и освоение в соответствии с законодательством;
  • разработку и реализацию совместных программ, работ в области геологического изучения недр, воспроизводства и качественного улучшения минерально-сырьевой базы;
  • облегчение доступа к транспортным инфраструктурам в целях международного транзита минерально-сырьевых ресурсов, а также продуктов их переработки (преобразования);
  • разработку и реализацию совместных программ, работ в области безопасности производства, нацеленных на достижение и (или) поддержание высокого уровня безопасности, сотрудничество в предотвращении и ликвидации последствий крупных аварий на предприятиях по добыче и переработке (преобразованию) минерально-сырьевых ресурсов;
  • координацию мер по совершенствованию и согласованию нормативно-методических документов, регламентирующих геологоразведочные работы на базе принятых в мировой практике требований к содержанию работ по стадиям, классификации запасов полезных ископаемых, форме и содержанию геологических отчетов, балансов запасов полезных ископаемых и другой геологической информации;
  • облегчение доступа на коммерческих условиях к новым технологиям, применяемым в области разведки, добычи, переработки (преобразования) и использования минерально-сырьевых ресурсов;
  • участие в совместной разведке и разработке трансграничных месторождений и освоении иных ресурсов недр.

5. Следует отметить, что в последнее время особое значение принимают международные договоры, устанавливающие правовые основы разведки и разработки трансграничных месторождений.

Под транснсграничными месторождениями следует понимать месторождения, использование и охрана которых регулируется нормами международного права, и которые пересекаются:

  • межгосударственными границами;
  • внутригосударственными границами;
  • границами участков пользователей недр;
  • иными границами, разделяющими территории с различными правовыми режимами.

Как справедливо отмечает О. Гликман, трансграничное месторождение - это месторождение природных ресурсов, пересекаемое установленной в нормах международного права делимитационной линией (линией разграничения действия суверенитета государств - государственной границей или (и) линией разграничения суверенных прав и юрисдикции государств). Такая делимитационная линия является важнейшим признаком трансграничного месторождения, на которое распространяются нормы международного права.

На основании анализа международных договоров, регулирующих данные общественные отношения, можно согласиться с классификацией видов трансграничных месторождений, предложенной О. Гликман:

1) месторождения, пересекаемые государственной границей, находящиеся в недрах и на поверхности:

  • сухопутной территории двух государств;
  • дна внутренних вод двух государств;
  • дна территориального моря двух государств;

2) пересекаемые линией разграничения, находящиеся в недрах и на поверхности:

  • дна континентального шельфа двух государств;
  • дна различных морских пространств двух и более государств (смешанный вид);
  • дна пространств с особым статусом (например, дна Каспийского моря).

По вопросам правового регулирования исследования, освоения трансграничных месторождений и их охраны можно назвать следующие международные нормативных правовые акты:

  • Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (г. Эспо (Финляндия), 25 февраля 1991 г.);
  • Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г.;
  • Соглашение между Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством земли и ресурсов Китайской Народной Республики о научно-техническом сотрудничестве в области геологии и использования недр (г. Пекин, 2 ноября 2000 г.);
  • Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11 февраля 1971 г.;
  • Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр (г. Минск, 31 мая 2001 г.);
  • Декларация принципов, регулирующих режим дна морей и океанов и его недр за пределами действия национальной юрисдикции (принята 17.12.1970 Резолюцией 2749 (XXV) на 1933-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН);
  • Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов (г. Москва, 27 марта 1997 г.);
  • Соглашение между Государственным управлением по недрам Республики Армения и Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр о сотрудничестве в области геологического изучения и использования недр (г. Москва, 16 июня 1994 г.);
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о сотрудничестве в области геологического изучения и освоения недр (г. Цхинвал, 18 февраля 2011 г.).

Тесное международное сотрудничество в данной сфере сложилось с Республикой Казахстан, в результате которого заключены:

  • Соглашение между Министерством геологии и охраны недр Республики Казахстан и Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр о научно-техническом сотрудничестве в области геологического изучения и использования недр от 20 мая 1994 г.;
  • Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г.;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о совместной деятельности по геологическому изучению и разведке трансграничного газоконденсатного месторождения Имашевское от 7 сентября 2010 г.;
  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об особенностях осуществления хозяйственной деятельности на приграничной территории при добыче медно-колчеданных руд на Весенне-Аралчинском месторождении от 30 сентября 2014 г.

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»