8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

  1. разовый платеж за пользование недрами;
  2. регулярные платежи за пользование недрами;
  3. сбор за участие в аукционе.

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок, размеры платежей при пользовании недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания соглашения.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты платежей при пользовании недрами, установленные в указанных соглашениях.


Комментарий к ст. 39 Закона о Недрах


1. Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности населения не только нашей страны, но и всего мира. Совершенно очевидно, что без этой основы существование человечества окажется невозможным. Именно в силу своей значимости для человечества природные ресурсы взяты под особый контроль государств - суверенов соответствующих территорий. В Российской Федерации особый статус природных ресурсов закреплен в Конституции (ст. 9), а недра и содержащиеся в них полезные ископаемые и иные ресурсы признаются находящимися в собственности государства (ст. 1.2 комментируемого Закона).

Доступ к недрам иным лицам может быть разрешен, однако государство, предоставляя в пользование недра и иные природные ресурсы частным лицам, осуществляет это на принципах платности, реализуя свое право на так называемый рентный доход, который образуется в результате разработки и освоения недр их пользователями. Данный принцип закреплен в ст. 3 ФЗ "Об охране окружающей среды" и находит свое выражение в комментируемой статье.

Обратим внимание, что, хотя напрямую указанный принцип в комментируемом Законе не поименован, Конституционный Суд РФ в Определении от 06.10.2015 N 2314-О фактически устранил этот недочет, указав, что одним из принципов пользования недрами, установленных комментируемым Законом, является принцип платности. Указанный принцип проявляется в виде установления системы платежей при пользовании недрами, закрепленный в комментируемой статье. Таким образом, цель статьи - определить систему платежей, которые уплачиваются недропользователями.

2. С момента принятия комментируемого Закона в 1992 г. система платежей за пользование недрами претерпевала изменения и эволюционировала. 

Первоначально она состояла из следующих видов платежей:

  • сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдача лицензий;
  • платежи за пользование недрами;
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • акцизы.

После реформирования налогового законодательства в 2001 г. и введения налога на добычу полезных ископаемых акцизы и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы были упразднены, а платежи за пользование недрами разделены на разовые и регулярные. Кроме того, в системе платежей появилась плата за геологическую информацию о недрах. В 2009 и 2011 гг. сбор за выдачу лицензий и, соответственно, плата за геологическую информацию были также упразднены.

Редакция комментируемого Закона, действующая с 1 января 2022 г., устанавливает следующие платежи при пользовании недрами:

  1. разовый платеж за пользование недрами;
  2. регулярные платежи за пользование недрами;
  3. сбор за участие в аукционе.

3. Данные платежи за пользование недрами имеют неналоговый характер - они являются публично-правовыми, но вместе с тем не обладают теми признаками, которые присущи налогам и сборам, конституционно-правовой смысл которых был выведен Конституционным Судом РФ в своем Постановлении от 11.11.1997 N 16-П. Сбор за участие в аукционе, хоть и поименован как "сбор", также не является им в смысле налогового законодательства и носит компенсационный характер, так как направлен на возмещение лицами, планирующими получить недра в пользование, затрат государства на проведение аукциона.

Помимо данных платежей, недропользователи обязаны также уплачивать налоги и сборы, которые предусмотрены налоговым законодательством, о чем указано в ч. 2 комментируемой статьи. Данная норма носит отсылочный характер, то есть для определения того, какие налоги и сборы недропользователь обязан платить, необходимо обратиться к тем законам, на которые в ней сделана отсылка. Здесь это налоговое законодательство, которое в соответствии с п. 1 ст. 1 НК состоит из упомянутого Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

Основным налогом, который подлежит уплате только пользователями недр, является налог на добычу полезных ископаемых, предусмотренный гл. 26 НК, суть которого заключается в изъятии природной и экономической ренты в доход государства. При этом недропользователь не освобождается от иных предусмотренных налогов и сборов.

4. В ч. 3 комментируемой статьи законодатель определяет систему платежей для тех пользователей недр, которые являются стороной соглашений о разделе продукции. Эта норма является отсылочной, то есть конкретные платежи для таких недропользователей устанавливаются другими нормами.

В частности, конкретные платежи определяются в соответствии с законодательством, регулирующим отношения, возникающие по поводу соглашений о разделе продукции и которым установлены основные правовые условия таких соглашений. 

В настоящее время это ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", в ст. 13 которого определен перечень платежей, который уплачивает недропользователь (инвестор):

  • разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии (бонусы);
  • ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, уплачиваемые в порядке, установленном соглашением о разделе продукции;
  • сбор за участие в конкурсе (аукционе);
  • сбор за выдачу лицензии;
  • регулярные платежи за пользование недрами (ренталс);
  • компенсация расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых;
  • компенсация ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

5. Часть 4 комментируемой статьи определяет правила налогообложения недропользователей при исполнении соглашений о разделе продукции и предусматривает отсылку к законодательству, устанавливающую такую систему налогообложения. Это, в частности, налоговое законодательство и ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

Одним из условий соглашения о разделе продукции является порядок раздела добытого минерального сырья. В случае коммерческого успеха проекта как инвестор, так и государство получают определенную прибыль. Получая часть продукции или ее денежный эквивалент, государство, таким образом, изымает природную и экономическую ренту. При этом некоторые налоги и сборы, которые взимаются с недропользователя, занимающегося добычей минерального сырья на общих основаниях, не взимаются с пользователей недр, являющихся стороной соглашения о разделе продукции, поскольку они заменяются непосредственным разделом продукции.

Система налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции довольно сложная, но вместе с тем при надлежащем подходе она является выгодной для инвесторов. Задача государства - привлечь инвестиции в экономику, добыть трудноизвлекаемые запасы, поскольку государство, например, не обладает соответствующими технологиями или ресурсами. Задача инвестора - заработать прибыль. Поэтому государство создает условия по привлечению инвесторов для решения своих задач, используя при этом различные механизмы, одним из которых является сотрудничество на условиях соглашения о разделе продукции с особым режимом налогообложения.

Необходимо отметить, что подобного рода льготы для частных инвесторов в нашей стране предоставлялись и ранее, только отличалось в разные исторические периоды их содержание. Например, российское государство начало активно привлекать инвесторов для добычи минерального сырья с XVII в., предоставляя жалованные грамоты по строительству заводов и добыче железных и иных руд. Этот период связан с переходом от промысла к мануфактурам, когда государство, не обладавшее соответствующими знаниями и опытом, активно привлекало иностранцев, предоставляя им определенные льготы и привилегии. Так, в 1664 г. жалованная грамота была предоставлена Петру Марселиусу и Филимону Акеме на добычу железа и строительство соответствующих заводов за их собственный счет. Взамен государство освобождало их от всякого рода оброков и пошлин на 20 лет и обеспечивало покупку в казну произведенной продукции, а то, что не принималось государством, они могли реализовывать на сторону.

Соглашение о разделе продукции, являясь одной из форм публично-частного партнерства в широком смысле этого понятия, используется государством в редких случаях, когда собственными силами извлечь то или иное минеральное сырье затруднительно на базе имеющихся технологий и опыта.

Часть 4 комментируемой статьи закрепляет также правило о распределении полученной государством в результате раздела произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр. Такое распределение осуществляется на основе договоров, заключаемых между соответствующими исполнительными органами Российской Федерации и субъектов РФ.

Следует отметить, что доходы, полученные от реализации соглашений о разделе продукции, полученные при добыче минерального сырья во внутренних морских водах, территориальном море и континентальном шельфе Российской Федерации, распределяются исключительно в федеральный бюджет, минуя бюджеты субъектов РФ, что предопределено особым статусом таких зон (ст. 10 ФЗ "О соглашениях о разделе продукции").

6. Части 5 и 6 комментируемой статьи устанавливают правила исчисления и уплаты платежей для вновь заключаемых соглашений о разделе продукции и тех соглашений, которые заключены до вступления в силу ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

В России по состоянию на 2021 гг. заключены и действуют три соглашения о разделе продукции по следующим проектам: "Харьягинское месторождение", "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Все они были заключены еще до ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Эти соглашения заключены на условиях, отличных от тех, которые предусмотрены действующим законодательством, и для стабильности возникших отношений и защиты частных инвестиций к ним применяется так называемая стабилизационная оговорка ("дедушкина оговорка"). Ее суть сводится к тому, что заключенные соглашения подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями (п. 7 ст. 2 ФЗ "О соглашениях о разделе продукции").

Именно поэтому в ч. 5 и 6 комментируемой статьи содержится правило, что для вновь заключаемых соглашений о разделе продукции порядок, размеры и условия их взимания устанавливаются соответствующим соглашением о разделе продукции с учетом действующего законодательства. Однако для уже действующих соглашений применяются условия исчисления и уплаты платежей при пользовании недрами, установленные в указанных соглашениях.

В правоприменительной практике было достаточно много споров, связанных с платежами при пользовании недр по действующим проектам. Суды, руководствуясь соответствующей стабилизационной оговоркой, подтверждали, что должны применяться условия соглашения, даже если они не соответствуют действующему налоговому законодательству.

Пример. Компания обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в невозврате НДС за определенный период в сроки, установленные соглашением о разделе продукции (проект "Сахалин-2"). Первая инстанция в удовлетворении требований отказала. Суд апелляционной инстанции указал, что, учитывая наличие стабилизационной оговорки в отношении соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-2", которая содержится как в самом соглашении, так и в законодательстве, правила возврата (возмещения) НДС устанавливаются только в самом соглашении и подлежат применению согласно его условиям (см. Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.10.2010 N Ф03-7297/2010 по делу А59-807/2010).

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»