Запасы полезных ископаемых и подземных вод, геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, а также за исключением добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Результаты проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод оформляются заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, которое является основанием для их постановки на государственный баланс в порядке, предусмотренном статьей 31 настоящего Закона.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр, предусмотренного пунктом 1 части второй статьи 10 настоящего Закона, при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации, результаты которой оформляются заключением государственной экспертизы геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению пользователей недр. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации об участках недр, за исключением участков недр, предоставленных в пользование, проводится по заявлению государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр проводится за счет средств заявителей.
Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.
Комментарий к ст. 29 Закона о Недрах
1. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых - одно из обеспечительных средств государственного учета в области недропользования.
Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых конкретизируется и развивается в ведомственном подзаконном нормотворчестве. Во исполнение комментируемой статьи Постановлением Правительства от 11.02.2005 N 69 утверждено Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение. Подчеркнем, что данное Постановление включено в перечень нормативных правовых актов, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ.
Государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального использования недр, определения платежей за пользование недрами и границ участков недр, предоставляемых в пользование, составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых и государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых.
Государственная экспертиза может проводиться в течение всего срока геологического изучения недр при условии представления на государственную экспертизу документов и материалов, позволяющих дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, их промышленного значения, горнотехнических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.
Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 куб. м в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых).
Предоставление участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации о таких участках недр, результаты которой оформляются заключением государственной экспертизы геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
Проводится экспертиза за счет средств заявителей. В отношении участков недр, предоставленных в пользование, экспертиза проводится по заявлению пользователей недр. В отношении участков недр, за исключением участков недр, предоставленных в пользование, - по заявлению государственных учреждений, находящихся в ведении Роснедр.
Заключение государственной экспертизы является основанием для постановки запасов полезных ископаемых и подземных вод на государственный баланс запасов полезных ископаемых (см. комментарий к ст. 31). Заключения государственной экспертизы, утвержденные Роснедрами, могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке.
2. Объектами государственной экспертизы являются:
- запасы полезных ископаемых и подземных вод;
- геологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр;
- геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов:
- по подсчету запасов полезных ископаемых и подземных вод всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых;
- технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата;
- оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых и подземных вод по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов;
- геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, сброса сточных вод и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;
- подсчету запасов полезных ископаемых и подземных вод выявленных месторождений полезных ископаемых;
- выбору места размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, при разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии при разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведке и добыче таких полезных ископаемых, и вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
- списанию запасов полезных ископаемых с государственного баланса полезных ископаемых.
Требования к составу и правилам оформления материалов определяются Минприроды. Материалы, представленные на государственную экспертизу, подлежат государственной экспертизе в соответствии с требованиями, действовавшими на дату их представления согласно Положению.
3. Для проведения государственной экспертизы заявитель направляет в адрес Роснедр:
- материалы, подготовленные в соответствии с требованиями, определяемыми Минприроды, а также заявку на проведение государственной экспертизы в электронном виде, подписанную электронной подписью заявителя или уполномоченного представителя заявителя в соответствии с требованиями ФЗ "Об электронной подписи", или такую заявку на бумажном носителе - в случае подачи заявки и прилагаемых к ней документов лично либо почтовым отправлением;
- документы, подтверждающие оплату государственной экспертизы.
В состав материалов, направляемых для проведения государственной экспертизы материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата, включается один из следующих технических проектов разработки месторождения углеводородного сырья или дополнение к нему:
- проект пробной эксплуатации месторождения (залежи);
- технологическая схема разработки месторождения;
- технологический проект разработки месторождения.
Проведение государственной экспертизы осуществляется государственным учреждением, уполномоченным Роснедрами по согласованию с Минприроды. Приказ Роснедр от 22.02.2005 N 185 возлагает проведение такой экспертизы на ФГУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых".
Заявка и материалы регистрируются Роснедрами. Агентство направляет их для проверки комплектности и проведения государственной экспертизы в уполномоченное учреждение. Заявитель вправе представить заявку и материалы посредством использования сайта Роснедр или в ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
4. С целью проведения государственной экспертизы уполномоченное учреждение создает экспертную комиссию. В экспертную комиссию не могут быть включены специалисты, являющиеся представителями заявителя и лицами, принимавшими участие в подготовке представленных материалов, а также граждане, состоящие в трудовых или иных договорных отношениях с заявителем, и представители юридического лица, состоящего с заявителем в таких договорных отношениях.
Срок проведения экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных материалов, но не превышает 65 рабочих дней. При запросе дополнительной информации срок экспертизы может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней. Срок проведения экспертизы может быть продлен не более чем на 45 рабочих дней, если в ходе анализа представленных материалов комиссия выявила отклонения в объеме запасов углеводородного сырья не менее чем на 5% и не более чем на 20% относительно объема запасов углеводородного сырья, указанного в материалах, представленных на экспертизу.
В случае представления заявителем на государственную экспертизу материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата комиссия в течение 45 рабочих дней с даты получения указанных материалов от Роснедр подготавливает справку об оценке достоверности информации о количестве и качестве запасов месторождения углеводородного сырья.
Справка об оценке достоверности информации о количестве и качестве геологических запасов месторождения углеводородного сырья должна содержать выводы о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества геологических запасов углеводородного сырья. Такая справка подписывается членами комиссии и в течение 3 рабочих дней с даты подписания направляется уполномоченным учреждением в комиссию, предусмотренную п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства от 03.03.2010 N 118 (см. комментарий к ст. 23.2).
5. Результаты государственной экспертизы излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 рабочих дней с даты подписания утверждается Роснедрами. При несогласии отдельных членов комиссии с заключением государственной экспертизы, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование.
Заключение государственной экспертизы должно содержать следующие выводы:
- о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;
- о геологической, технологической и экономической обоснованности предельных значений кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых и подземных вод в недрах, обеспечивающих наиболее полную и рациональную отработку (выработку) запасов месторождений при соблюдении экологических требований;
- об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых и подземных вод по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;
- об обоснованности постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с государственного баланса, а также внесения в этот баланс изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;
- о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- об обоснованности выбора места размещения попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, при разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии при разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведке и добыче таких полезных ископаемых, и вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;
- иные выводы и рекомендации.
В случае если представленные материалы по содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, то заключение экспертизы должно содержать указание о необходимости доработки материалов.
Заключение государственной экспертизы в течение 5 рабочих дней с даты его утверждения Роснедрами направляется заявителю. Заключение направляется заявителю в электронном виде на адрес электронной почты, указанный в заявке. Заявитель вправе дополнительно получить заключение и на бумажном носителе на основании соответствующего заявления.
Заключение государственной экспертизы, осуществляемой путем проведения анализа материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата, направляется заявителю в течение 5 рабочих дней с даты его утверждения Роснедрами, но не позднее даты направления заявителю решения комиссии по согласованию проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации, рассмотрение которой осуществлялось в соответствии с п. 20 Положения, утв. Постановлением Правительства от 03.03.2010 N 118 (см. комментарий к ст. 23.2).
Заключение государственной экспертизы может быть передано заинтересованным органам государственной власти в электронном виде с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
6. Раздел IV Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение, утв. Постановлением Правительства от 11.02.2005 N 69, аналогичным образом регламентирует организацию проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. м в сутки.
Для проведения такой государственной экспертизы заявитель направляет в адрес органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ материалы и документы, рассмотренные выше.
Проведение государственной экспертизы осуществляется экспертным органом, уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Срок проведения государственной экспертизы такого вида определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема материалов, но не должен превышать 20 рабочих дней. В случае необходимости уполномоченный экспертный орган вправе запросить дополнительную информацию, уточняющую материалы, представленные заявителем. При этом срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.
Представление на государственную экспертизу материалов, предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "ж" п. 8 Положения, в отношении общераспространенных полезных ископаемых по участку недр, не относящемуся к участку недр местного значения, допускается при наличии положительного заключения государственной экспертизы, подготовленного в соответствии с разделом III Положения в отношении материалов по запасам полезных ископаемых, не относящимся к общераспространенным полезным ископаемым, по такому участку недр (это требование п. 19.1 Положения).
Речь идет о следующих материалах:
- подсчету запасов полезных ископаемых и подземных вод всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых;
- технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата;
- оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых и подземных вод по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов;
- подсчету запасов полезных ископаемых и подземных вод выявленных месторождений полезных ископаемых;
- списанию запасов полезных ископаемых с государственного баланса полезных ископаемых.
Результаты такой государственной экспертизы тоже излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 рабочих дней с даты подписания утверждается руководителем уполномоченного экспертного органа. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением государственной экспертизы, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой "особое мнение". Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование.
Заключение государственной экспертизы должно содержать следующие выводы:
- о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;
- об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых и подземных вод по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;
- об обоснованности постановки на территориальный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с территориального баланса, а также внесения изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;
- о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, и (или) в случае, предусмотренном абз. 1 п. 19.1 Положения, представленные материалы не соответствуют заключению государственной экспертизы, подготовленному в соответствии с разд. III Положения, заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.
Заключение экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. м в сутки, в течение 5 рабочих дней с даты его утверждения руководителем уполномоченного экспертного органа направляется уполномоченным экспертным органом заявителю.
7. Раздел V Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение, утв. Постановлением Правительства от 11.02.2005 N 69, устанавливает размер и порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы.
Размер платы конкретно устанавливается в приложении N 1 к Положению. Категории месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых и подземных вод для определения размера платы за проведение государственной экспертизы устанавливаются согласно приложению N 2.
За проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых комплексного месторождения плата определяется по полезному ископаемому, объем запасов которого в данном месторождении является наибольшим.
Плата за проведение экспертизы по заявке государственного учреждения, находящегося в ведении Роснедр, устанавливается в размере одной сотой от размера платы, определенного в приложении N 1, в случае если подготовка представляемых на экспертизу материалов предусмотрена утвержденным в установленном порядке государственным заданием указанного учреждения.
Плата за проведение государственной экспертизы производится заявителем перед представлением материалов и поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов РФ платы за проведение органами исполнительной власти субъектов РФ указанной экспертизы в части участков недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 куб. м в сутки.