8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

  1. соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
  2. обеспечение полноты геологического изучения, комплексного использования и охраны недр;
  3. проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  4. проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами;
  5. обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
  6. достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;
  7. охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
  8. предотвращение причинения вреда недрам при осуществлении пользования недрами;
  9. соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
  10. предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;
  11. предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.

Часть вторая утратила силу с 1 января 2022 года. - Федеральный закон от 30.04.2021 N 123-ФЗ.


Комментарий к ст. 23 Закона о Недрах


1. Часть 1 комментируемой статьи определяет основные требования по недропользованию и охране недр. Данные требования отличаются следующими особенностями:

  • это именно базовые, основные требования, которые конкретизируются и дополняются в настоящем Законе, иных законах и подзаконных нормативных правовых актах;
  • это неполный перечень требований по охране недр и недропользованию;
  • данные требования носят комплексный характер и регулируются не только комментируемым Законом, но и иными нормативными правовыми актами;
  • большой объем конкретизирующих данные требования норм относится к подзаконным нормативных правовым актам;
  • за нарушение (несоблюдение) данных требований недропользование может быть прекращено, ограничено или приостановлено.

2. Первое из основных требований - это соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Порядок предоставления недр в пользование регулируют ст. ст. 6 - 14, 17.1 - 21.1 комментируемого Закона, а также конкретизирующие их подзаконные акты.
Напомним, ст. 7.3 КоАП содержит состав административного правонарушения - пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов.

С 1 января 2022 г. Федеральный закон от 30.04.2021 N 123-ФЗ, принятый в целях уточнения и корректирования правил и порядка лицензирования недропользования, вносит в комментируемый Закон ряд изменений. Вводится порядок выдачи лицензий по результатам электронных аукционов, основанием победы в котором признается наибольший размер платежа за пользование участком недр. Также вводится запрет на продажу лицензий третьим лицам и устанавливается перечень оснований для приостановления недропользования. Новеллой является также введение реестра недобросовестных участников аукционов.

Недропользователи, осуществляющие геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья по совмещенной лицензии, выданной до вступления в силу изменений (то есть до 1 января 2022 г.), могут обратиться в Роснедра для получения права на геологическое изучение частей недр, являющихся сопредельными с нижней границей предоставленного участка, без ограничения по глубине. Указанный Закон также уточняет некоторые полномочия органов государственной власти в сфере регулирования недропользования.

3. Обеспечение полноты геологического изучения, комплексного использования и охраны недр также является основополагающим требованием, в котором отражается подход законодателя к недрам как к единому, но взаимосвязанному с иными компонентами природной среды комплексу.
Подробнее о государственном геологическом изучении недр см. комментарий к ст. 36.1.

4. Опережающее геологическое изучение недр в настоящее время не урегулировано достаточно полно в правовом спектре, а правила, регламентирующие такие исследования, скорее можно назвать технико-правовыми нормами. Наиболее полно опережающее изучение недр связано с задачами и природой государственного мониторинга состояния недр (см. комментарий к ст. 36.2).

Целью опережающего изучения недр является своевременное и оперативное прогнозирование состояния недр и возможных последствий антропогенного воздействия на них.

5. Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, государственный учет работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами - следующее из обязательных требований.

Порядок проведения экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размер и порядок взимания платы за ее проведение утверждены Постановлением Правительства от 11.02.2005 N 69. Проводится такая экспертиза за счет средств заявителей.

Добыча полезных ископаемых и подземных вод разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового, или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 куб. м в сутки, а также трудноизвлекаемых полезных ископаемых, добываемых в процессе разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых).

Предоставление участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, тоже разрешается только после проведения экспертизы геологической информации о таких участках недр, результаты которой оформляются заключением государственной экспертизы геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Подробнее о государственной экспертизе см. комментарий к ст. 29.

Государственный учет работ по геологическому изучению недр осуществляется посредством ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр. Государственный учет участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами осуществляется посредством ведения государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами (см. подробнее комментарий к ст. 28).

6. Обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых - еще одно из базовых требований, направленных на обеспечение рационального недропользования и сохранения недр как природного компонента.

На подзаконном уровне требования регулируются Приказом Минприроды от 06.09.2012 N 265 "Об утверждении Порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса".

7. Пункты 7 - 9 комментируемой статьи направлены, по сути, на достижение одной цели - обеспечение охраны недр и безопасности при проведении соответствующих работ. 

Названные пункты содержат следующие требования по рациональному использованию и охране недр:

  • охрана месторождений от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
  • предотвращение причинения вреда недрам при осуществлении пользования недрами;
  • соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

Здесь также правовое регулирование не ограничивается исключительно законодательством о недрах.
Правила охраны недр от негативного воздействия многообразны и разбросаны по подзаконным нормативным правовым актам, детализирующим регулирование соответствующих видов работ в рамках недропользования. В частности, охранные мероприятия при разработке нефтяных и газонефтяных месторождений согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 53713-2009 "Месторождения нефтяные и газонефтяные. 

Правила разработки", утв. Приказом Росстандарта от 15.12.2009 N 1166-ст, состоят из следующего:

  • оценка потенциальных источников загрязнения недр при строительстве скважин;
  • разработка и реализация рекомендаций по использованию химических реагентов и материалов;
  • разработка и реализация мер по предотвращению заколонных и межколонных перетоков, предотвращению аварийного фонтанирования, смятия обсадных колонн и других возможных осложнений при строительстве скважин;
  • контроль работы эксплуатационных скважин и соблюдение установленных технологических режимов работы скважин с целью предупреждения преждевременного обводнения скважин и других нарушений;
  • проведение профилактических мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций при эксплуатации добывающих скважин;
  • контроль крепления ствола скважин и герметичности обсадных колонн;
  • устранение осложнений и своевременное выполнение изоляционно-ликвидационных работ в скважинах, подлежащих ликвидации или консервации, для предотвращения негативного влияния таких скважин на сохранность недр.

Представляется все же необходимым и единый унифицированный подзаконный нормативный правовой акт.

Соблюдение юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими деятельность на объектах пользования недрами, обязательных требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, установленных комментируемым Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (за исключением требований, являющихся предметом федерального геологического контроля), является предметом федерального государственного горного надзора.

Согласно п. 4 Положения о федеральном государственном горном надзоре, утв. Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1074, предметом горного надзора в том числе является:

  • соблюдение требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;
  • соблюдение требований по осуществлению специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению внезапных выбросов газов, прорывов воды, полезных ископаемых и пород, а также горных ударов;
  • соблюдение требований, связанных с пользованием недрами, при ликвидации и консервации объектов пользования недрами или их участков и (или) горных выработок, не подлежащих использованию, и др.

Ликвидации или консервации подлежат горные выработки, буровые скважины и иные сооружения, связанные с пользованием недрами, по истечении установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или при досрочном прекращении пользования недрами (см. подробнее комментарий к ст. 26).

Ряд подзаконных нормативных правовых актов относится к компетенции Ростехнадзора, в частности:

  • Приказ Ростехнадзора от 09.12.2020 N 508 "Об утверждении Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений к горноотводному акту и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода";
  • Приказ Ростехнадзора от 25.11.2020 N 456 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию производства маркшейдерских работ";
  • Приказ Ростехнадзора от 12.12.2012 N 712 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами";
  • Приказ Ростехнадзора от 20.08.2014 N 369 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах".

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»