Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, имеющиеся в границах земельного участка и используемые собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, не могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Комментарий к ст. 19 Закона о Недрах
Права собственников земельных участков на использование земельных участков определены ст. 40 ЗК. Указанная статья, в частности, устанавливает, что собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментируемая норма является специальной по отношению к общей норме ЗК и определяет случаи, в которых при осуществлении недропользования не требуется лицензия. Она адресована правообладателям земельных участков: собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам, которые также рассматриваются в качестве недропользователей.
Определения данных понятий даны в п. 3 ст. 5 ЗК, в частности:
- собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
- землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
- землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
- арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Как отмечает Н.И. Хлуденева, особенностью правового регулирования общественных отношений, связанных с охраной недр, является тесная взаимосвязь требований по охране недр и требований по их рациональному использованию.
Комментируемой статьей установлено, что правообладатели земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе.
Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке утверждены Приказом Росреестра от 23.10.2020 N П/0393.
Взрывные работы (подрывные работы) - совокупность технологических операций по подготовке и производству взрыва: составление проекта, доставка взрывчатого материала на заряжаемый блок, заряжание и забойка скважин, шпуров или камер с установкой в них детонаторов, монтаж взрывной сети (цепи) и ее инициирование при условии удаления всех людей на безопасное расстояние (п. 2 разд. 3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 57704 - 2017 "Горное дело. Взрывные работы на угледобывающих предприятиях. Термины и определения", утв. Приказом Росстандарта от 22.09.2017 N 1209-ст).
Ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых предусмотрено ст. 31 комментируемого Закона. Порядок составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых утвержден Приказом Минприроды от 15.05.2014 N 216.
Утверждение совместно с органами государственной власти субъектов РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (п. 6.1 ст. 3 комментируемого Закона).
Принципы отнесения полезных ископаемых к группе общераспространенных и рекомендуемые требования по рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным на основе анализа природных и экономических особенностей регионов, определяют Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, утв. Распоряжением Минприроды от 07.02.2003 N 47-р.
Минприроды на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства приняты следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
1) Порядок составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, утв. Приказом Минприроды от 11.08.2014 N 362;
2) региональные перечни видов полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, например:
- Распоряжение Минприроды и правительства Москвы от 07.09.2009 N 42-р/2342-РП "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых г. Москвы";
- Распоряжение Минприроды и правительства Санкт-Петербурга от 10.06.2010 N 21-р/68-рп "Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Санкт-Петербургу".
Установленный комментируемой статьей объем извлечения подземных вод в размере 100 куб. м в сутки из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, представляет собой норматив допустимого изъятия компонентов природной среды.
Централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Классификации водоносных горизонтов (первый, второй и иные водоносные горизонты) утверждены Приказом Минприроды от 27.12.2016 N 679.
Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды входят в состав нормативов допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 21 ФЗ "Об охране окружающей среды"). Подобные нормативы устанавливаются в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации (ст. 26 ФЗ "Об охране окружающей среды").
Важно учесть, что положения приведенной нормы не распространяются на случаи добычи подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих организаций. Добыча подземных вод в указанных случаях может осуществляться только после получения соответствующей лицензии на пользование недрами.
Комментируемая норма допускает строительство подземных сооружений на глубину до 5 м в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В качестве примера закона субъекта РФ, который, опираясь на положения ЗК и комментируемого Закона, определяет порядок использования для собственных нужд правообладателями земельных участков имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, а также строительства подземных сооружений, можно привести Закон Московской области от 18.07.2015 N 125/2015-ОЗ "О порядке использования для собственных нужд собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, а также строительства подземных сооружений". Указанный Закон наряду с правами определяет также обязанности правообладателей земельных участков при соответствующем использовании земельных участков.
Согласно положениям гражданского законодательства земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129 ГК). Комментируемой статьей установлен запрет на отчуждение или переход от одного лица к другому общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, имеющихся в границах земельного участка и используемых правообладателями земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Комментируемая статья включена в Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, утв. Приказом Росприроднадзора от 30.12.2020 N 1839.
Пример. Постановлением об административном правонарушении М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП (пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов), и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Департамент природопользования и охраны окружающей среды Администрации Владимирской области обратился в суд с иском к М. о возмещении вреда, причиненного недрам, в размере 1 322 348 руб. 40 коп., расходов на проведение маркшейдерских работ в размере 12 856 руб. 29 коп.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт изъятия ответчиком песка нашел свое подтверждение. Расчет подлежащего взысканию с М. ущерба произведен в соответствии с Правилами расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, утв. Постановлением Правительства от 04.07.2013 N 564.
Решением Собинского городского суда Владимирской области от 13.06.2019 иск удовлетворен. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 10.09.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2020 по делу N 88-176/2020 Апелляционное определение оставлено без изменения.