В реестр недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр включаются следующие сведения об участниках аукционов, признанных победителями аукционов, но не уплативших в срок, установленный частью девятой статьи 40 настоящего Закона, и (или) в размере, установленном протоколом о результатах аукциона, разовый платеж за пользование участком недр:
- для юридического лица - полное наименование, организационно-правовая форма, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, а для иностранного лица - в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
- для юридического лица - полное наименование, организационно-правовая форма, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, а для иностранного лица - в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;
- дата проведения аукциона на право пользования участком недр, победителем которого признано лицо, не уплатившее в срок, установленный частью девятой статьи 40 настоящего Закона, и (или) в размере, установленном протоколом о результатах аукциона, разовый платеж за пользование участком недр;
- дата внесения указанных в настоящей части сведений в реестр недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр.
Наличие сведений о лицах, указанных в части первой настоящей статьи, в реестре недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр является основанием для отказа таким лицам в приеме их заявки на участие в аукционе либо заявки на получение права пользования недрами без проведения аукциона.
Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр, размещаются на официальном сайте и являются открытыми и общедоступными. Плата за доступ к таким сведениям не взимается.
Внесение сведений о лицах, указанных в части первой настоящей статьи, в реестр недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр или содержание таких сведений в указанном реестре может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр, исключаются из указанного реестра по истечении двух лет со дня их внесения в указанный реестр.
Ведение реестра недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения реестра недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр, в том числе порядок внесения в указанный реестр и исключения из него сведений, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения указанного реестра устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Комментарий к ст. 14.1 Закона о Недрах
1. Комментируемая статья посвящена реестру недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр. Она введена в настоящий Закон Федеральным законом от 30.04.2021 N 123-ФЗ с 1 января 2022 г. Вносимые изменения призваны упростить процедуру торгов и предотвращать участие в них компаний, не имеющих реального намерения на разработку участка недр.
Согласно статистическим данным Роснедр, из-за недобросовестных заявителей отменяется до 15% всех аукционов на недра, то есть каждый шестой конкурс. Доля несостоявшихся аукционов постепенно снижается - в 2016 г. сорвалось около трети запланированных аукционов (140 из 398), на сегодняшний день по причине недобросовестности отменяются результаты каждого шестого аукциона.
Недобросовестные участники аукционов - победители аукционов, которые не внесли в срок платеж на право пользования недрами согласно ч. 4 ст. 40 настоящего Закона, или же размер их денежного взноса не соответствовал протоколу аукциона, то есть был меньшим.
Отметим, что практика составления аналогичного реестра успешно реализуется в аукционах по продаже и аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в который в настоящее время занесено уже 235 участников.
2. В реестр недобросовестных участников аукционов на право пользования участками недр вносятся сведения, позволяющие идентифицировать недобросовестных участников:
1) сведения о юридических лицах:
а) для российского юридического лица:
- полное название;
- форма организации, установленная законом;
- ОГРН (основной государственный регистрационный номер);
- ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);
б) для иностранного юридического лица в Реестр дополнительно включаются сведения о налогоплательщике - учредителе юридического лица:
- аналог ИНН;
- Ф.И.О. учредителей, членов коллегиумов исполнительных органов, представителей единоличных исполнительных органов;
2) сведения об индивидуальных предпринимателях:
а) для российского предпринимателя:
- Ф.И.О.;
- ОГРНИП (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя);
- ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);
б) для иностранных лиц вместо ИНН указывается его аналог согласно законодательству иностранного государства.
В соответствии с комментируемой статьей в реестре также указываются:
- дата проведения данного аукциона на право пользования участком недр, по прошествии которого выявились недобросовестные участники;
- дата внесения сведений в реестр.
Таким образом, исчерпанность сведений, внесенных в реестр, позволяет минимизировать ошибки в идентификации недобросовестных участников.
3. Далее в комментируемой статье законодатель устанавливает последствия наличия сведений в реестре для недобросовестных участников:
- придание гласности сведениям о недобросовестных участниках - открытость и общедоступность идентификационных данных вследствие их публикации на официальном сайте и бесплатности доступа к таким сведениям;
- лишение возможности пользования участками недр вследствие внесения записи в реестр - в приеме заявки на участие в аукционе будет отказано.
4. Комментируемой статьей предусмотрены следующие возможности исключения сведений из реестра:
- обжалование заинтересованным лицом в судебном порядке внесения сведений в реестр или содержания таких сведений;
- истечение двух лет со дня внесения сведений в реестр.
Данная норма чрезвычайно важна для реализации гарантируемых Конституцией прав на охрану прав и свобод граждан и обжалование в суд решений и действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Очевидно, что судебная практика по данной статье еще не наработана. Однако следует рассмотреть некоторые типичные случаи, которые указывают на актуальность и необходимость введения данного реестра. Эксперты отмечают, что в судебной практике по частоте обращений на первом месте стоит обжалование итогов аукционов на право недропользования. Также следует обратить особое внимание на то, что проведение аукционов на право недропользования должно соответствовать определенным требованиям.
Пример. Суд подтвердил обоснованность иска ООО 1, участвовавшего в аукционе, о признании незаконными протокола заседания комиссии и торгов и аннулировании лицензии, выданной ООО 2, так как критерии оценки технико-экономических параметров участников данного аукциона не отвечали принципу определенности и однозначности, в результате чего не было определено лицо, представившее лучшее предложение (см. Определение Верховного Суда РФ от 23.11.2020 N 302-ЭС20-6113).
Не менее распространенным спором является отказ претенденту на участие в аукционе на основе несоответствия документации условиям участия. В данном случае применим Административный регламент Роснедр, утв. Приказом Минприроды от 29.09.2009 N 315, согласно которому незаконный отказ на участие в аукционе является основанием для признания его недействительным. С целью минимизации судебных споров необходим строгий анализ подаваемой документации с точки зрения требований Административного регламента и аукционных условий. Подчеркнем, что при несоответствии заявки условиям аукциона и непризнании претендента его участником взнос за аукционное участие возвращается. Однако претендентам стоит различать первичную регистрацию заявки, то есть подтверждение ее получения исполнительным органом государственной власти, и признание ее соответствия установленным требованиям аукциона. Отметим, что сбор за участие в аукционе регистрируемых участников, независимо от его результатов, не подлежит возврату, так как является одним из условий регистрации заявки, за исключением признания судом недействительным самого аукциона.
Пример. Компания внесла жалобу о незаконном отказе в приеме ее заявки, о признании аукциона несостоявшимся, об обязательстве повторения процедуры рассмотрения заявок на пользование участком недр. Мотивируя отказ, Верховный Суд РФ отметил явные пробелы в документации заявителя и сослался, в частности, на ч. 17.3.2 Административного регламента, в которой объясняется, что в заявке должны содержаться данные о структуре управления заявителя, лицах, представляющих его интересы, включая заверенную копию решения органов управления о назначении единоличного исполнительного органа организации. Суд указал также и на ч. 3.4.4.17 Регламента, в которой говорится о необходимости указать в заявке возможности заявителя и его подрядчиков - технические, технологические и кадровые, что отсутствовало в представленной документации истца (см. Определение Верховного Суда РФ от 07.05.2019 N 302-ЭС19-5117).
Исключительным случаем отмены результатов аукционов является использование органом государственной власти недостоверной информации о выставляемом на аукцион участке недр. К примеру, используются сведения о прогнозируемых ископаемых при отсутствии информации об их балансе или же данные государственного баланса, когда заведомо известна их недостоверность. В частности, скрываются данные о невозможности или же существенных трудностях в промышленном освоении участка недр, к примеру в связи с существующей коммунальной инфраструктурой и расположением линий энергоснабжения, что делает освоение участка нерентабельным и тем самым нарушает законные интересы участников аукционов.
Пример. Участок недр Вепрева Пустынь был выставлен на аукцион департаментом Ярославской области неправомерно, поскольку имел федеральное, а не местное значение. На основании этого результаты аукциона решением суда были аннулированы, право пользования недрами было досрочно прекращено, лицензия на недропользование отозвана. В связи этим ООО подало иск на возврат средств, затраченных на оплату лицензии, с процентами, который судами был частично удовлетворен (без возвращения процентов). В передаче иска в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС было отказано в связи с отсутствием правовых оснований (см. Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2019 N 301-ЭС19-4012).
Подчеркнем, что признание аукциона на основании вышеперечисленных и других подобных причин недействительным влечет правовые последствия недействительности лицензии, поскольку на основании недействительного аукциона не может быть предоставлено действительное право недропользования.
5. Ответственным за ведение реестра является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством. На практике ведение реестра находится в компетенции ФАС.
Федеральный орган исполнительной власти, управляющий реестром, определяет порядок внесения сведений в реестр и их исключения. С целью эффективного управления реестром он устанавливает требования к комплексу технологических, программных, лингвистических, правовых и организационных средств обеспечения ведения реестра.
Отметим, что официальным сайтом, на котором публикуется информация о проведении торгов, является сайт torgi.gov.ru.