8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся:

1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о недрах;

2) определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;

3) разработка и утверждение классификаций запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых;

3.1) установление порядка определения суммы сбора за участие в аукционах на право пользования участками недр;

4) создание и ведение единой системы федерального фонда геологической информации о недрах и его территориальных фондов; утверждение перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователями недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых, требований к содержанию геологической информации о недрах и форме ее представления, порядка представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является Российская Федерация, перечней геологической информации о недрах, представляемой пользователями недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации и передаваемой на временное хранение пользователям недр, порядка ее временного хранения пользователями недр; установление порядка представления образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах в государственные специализированные хранилища, их хранения, обработки и описания;

4.1) создание, эксплуатация и модернизация федеральной государственной информационной системы "Единый фонд геологической информации о недрах" (далее - единый фонд геологической информации о недрах), а также установление порядка создания, эксплуатации и модернизации единого фонда геологической информации о недрах, состава информации, представляемой обладателями информации в единый фонд геологической информации о недрах, порядка информационного взаимодействия оператора единого фонда геологической информации о недрах с обладателями этой информации и ее пользователями, порядка обеспечения доступа к информации, содержащейся в едином фонде геологической информации о недрах, порядка взаимодействия единого фонда геологической информации о недрах с иными государственными информационными системами, формата внесения записей в реестр первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах единого фонда геологической информации о недрах;

5) государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, за исключением участков недр местного значения, а также за исключением запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки;

6) официальное опубликование перечня участков недр федерального значения в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации, формирование федерального фонда резервных участков недр, установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;

6.1) установление порядка подготовки и утверждения региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, а также критериев отнесения полезных ископаемых к общераспространенным полезным ископаемым, утверждение совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым;

6.2) согласование перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или отказ в согласовании указанных перечней;

6.3) установление порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или отказа в согласовании указанных перечней, а также внесения в них изменений;

7) составление и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; составление и ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр; установление порядка составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых;

7.1) установление порядка определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами;

8) распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации;

8.1) установление и согласование правил подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, правил подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых и правил разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых;

9) введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды;

10) распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;

11) утверждение соглашений на условиях раздела продукции;

12) координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;

13) защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской Федерации;

14) разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами Российской Федерации;

15) заключение международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр;

16) утверждение положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре) и осуществление федерального государственного геологического контроля (надзора);

17) заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр;

18) утверждение положения о федеральном государственном горном надзоре и осуществление федерального государственного горного надзора;

19) установление порядка подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода;

20) рассмотрение и согласование планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых;

21) установление порядка подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых;

21.1) утверждение правил осуществления маркшейдерской деятельности;

22) установление порядка размещения пользователями недр в пластах горных пород подземных вод после извлечения из них полезных компонентов, попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, в соответствии с частями третьей - пятой статьи 19.1 настоящего Закона;

23) установление критериев отнесения полезных ископаемых к попутным полезным ископаемым (полезные ископаемые, извлекаемые из недр вместе с полезным ископаемым, добываемым в соответствии с настоящим Законом) (за исключением попутных вод, углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых);

24) установление правил разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, правил подготовки проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых;

25) установление порядка добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, из подземных вод, попутных вод и вод, используемых для собственных производственных и технологических нужд;

25.1) установление порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр;

25.2) установление порядка добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из отходов недропользования, в том числе из вскрышных и вмещающих горных пород;

26) иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.

Реализация общей федеральной политики недропользования в Российской Федерации возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы.

Российская Федерация может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектам Российской Федерации.


Комментарий к ст. 3 Закона о Недрах


1. В части 1 комментируемой статьи определен перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (повтор в первом предложении ч.1 статьи слов "органов государственной власти" является результатом юридико-технической неточности, допущенной при внесении изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ). В отношении конкретных позиций данного перечня необходимо отметить следующее.

Разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах (п.1).

Поскольку речь идет о только о федеральном законодательстве, данное полномочие основывается на положении п."а" ст.71 Конституции РФ, относящем вопросы принятия и изменения федеральных законов к предметам исключительного ведения России. Разумеется, органы государственной власти субъектов РФ не лишены возможности участия в реализации рассматриваемого полномочия: 

  • во-первых, законодательные (представительные) органы субъектов РФ в соответствии с ч.1 ст.104 Конституции РФ включены в число субъектов права законодательной инициативы; 
  • во-вторых, Совет Федерации согласно ч.2 ст.95 Конституции РФ формируется из числа представителей от каждого субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти).

Определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ (п.2).

В соответствии с ч.3 ст.2 комментируемого Закона федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр. Органы государственной власти субъектов РФ согласно п.2 и 3 ст.4 данного Закона участвуют в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы России, а также разрабатывают и реализуют территориальные программы развития и использования минерально-сырьевой базы.

Установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в т.ч. классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых (п.3).

Данное полномочие основывается на положении п."р" ст.71 Конституции РФ, в соответствии с которым стандарты, эталоны отнесены к предметам исключительного ведения России. Рассматриваемое полномочие также согласуется с п.1 ст.4 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", устанавливающим, что законодательство РФ о техническом регулировании состоит из названного Закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.

Установление порядка определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр (п.3_1).

Данный пункт введен Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 85-ФЗ, которым одновременно в ст.42 комментируемого Закона введена часть 2, предусматривающая, что порядок определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств (п.4).

Создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов, согласно п.4 ст.4 комментируемого Закона относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.

Государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, за исключением информации об участках недр местного значения (п.5).

В соответствии с ч.7 ст.29 комментируемого Закона проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения согласно п.14_1 ст.4 данного Закона относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования.

Официальное опубликование перечня участков недр федерального значения в официальном издании, определенном Правительством РФ, формирование федерального фонда резервных участков недр, установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции (п.6). Формирование совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым (п.6.1). Согласование перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов РФ, или отказ в согласовании указанных перечней (п.6.2). Установление порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов РФ, или отказа в согласовании указанных перечней (п.6.3).

В прежней редакции п.6 ч.1 комментируемой статьи (т.е. в ред. Федерального закона от 10 февраля 1999 года N 32-ФЗ) предусматривались такие полномочия, как определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения, установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции. Этот пункт изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ, которым одновременно введен пункт 6_1, в первоначальной редакции указывающий на полномочия по формирование совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и выделение участков недр местного значения.

В свою очередь, Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 364-ФЗ из п.6.1 ч.1 комментируемой статьи исключено указание на полномочие по выделению участков недр местного значения и данная часть дополнена пунктами 6.2 и 6.3, установившими такие полномочия, как согласование перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов РФ, или отказ в согласовании указанных перечней, а также установление порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов РФ, или отказа в согласовании указанных перечней.

Положениями п.7 и 7_1 ст.4 комментируемого Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях отнесены: распоряжение совместно с Россией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Россией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения; подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

Распоряжением МПР России от 7 февраля 2003 года N 47-р в целях упорядочения рассмотрения материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, утверждались Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным. Как предусмотрено данным документом, к общераспространенным полезным ископаемым могут быть отнесены неметаллические и горючие полезные ископаемые, пространственно и генетически связанные с осадочными, магматическими или метаморфогенными породами, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, отвечающей по качеству и радиационной безопасности требованиям действующих ГОСТов, ОСТов, ТУ, СНиПов, и служащие для удовлетворения нужд местного производства.

Составление и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; составление и ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр; установление порядка составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых (п.7).

Положения, касающиеся установления порядка составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, введены в этот пункт Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 228-ФЗ. Этим же Законом уточнено, что речь идет о составлении и ведении государственного баланса запасов полезных ископаемых и государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а не только о составлении данного баланса и ведении данного кадастра.

Как предусмотрено в ст.32 комментируемого Закона, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с данным Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с ч.2 ст.28 комментируемого Закона государственные учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.

Установление порядка определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами (п.7.1).

Данный пункт введен Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 227-ФЗ, которым пункт 2 ст.43 комментируемого Закона дополнен положениями, предусматривающими установление федеральным органом управления государственным фондом недр порядка определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами.

Распоряжение недрами континентального шельфа России (п.8).

В соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 364-ФЗ) Россия на континентальном шельфе осуществляет: 

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Россия не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия России; 

2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей; 

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений; Россия осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в т.ч. юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности; 

4) юрисдикцию в отношении: морских научных исследований; 

  • защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов; 
  • прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов России.

Введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды (п.9).

Реализация данного полномочия основывается на норме ч.3 ст.55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. коммент. к ст.8 Закона).

Распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении России (п.10).

В Постановлениях КС России от 9 января 1998 года N 1-П и от 7 июня 2000 года N 10-П выражен ряд правовых позиций по вопросам собственности на землю и другие природные ресурсы в России, порядка ее разграничения и регулирования. О данных правовых позициях см. коммент. к ст.1.2 Закона. Здесь же следует отметить, что Определением КС России от 24 сентября 2013 года N 1337-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы, в которой утверждалось, что положение рассматриваемого пункта противоречит Конституции РФ, поскольку лишает субъекты РФ и проживающих на их территории граждан возможности участвовать в согласовании условий пользования недрами путем проведения регионального референдума. Как отмечено при этом, поскольку в системе действующего правового регулирования не исключается возможность обсуждения населением вопросов, связанных с использованием недр, а также необходимость учета результатов такого обсуждения уполномоченными государственными органами, нет оснований считать, что оспариваемое законоположение нарушает конституционные права граждан в указанном заявителем аспекте.

Утверждение соглашений на условиях раздела продукции (п.11).

Из данного пункта Федеральным законом от 19 мая 2010 года N 89-ФЗ исключено указание на такое полномочие, как установление размеров и порядка взимания платы за геологическую информацию о недрах. Этим же Законом признан утратившей силу статья 41 комментируемого Закона, предусматривавшая взимание платы пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр. Указание в рассматриваемом пункте на утверждение соглашений на условиях раздела продукции появилось после того, как этот пункт был изложен в новой редакции Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ. Видимо, при этом не учтено положение п.17 ч.1 комментируемой статьи, относящее к полномочиям федеральных органов государственной власти заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр.

Координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами (п.12).

Приказом МПР России от 28 февраля 2006 года N 32 в целях реализации задач научно-исследовательских работ в сфере природопользования и охраны окружающей среды утверждались Научные и научно-технические приоритетные направления научно-исследовательских работ (НИР) в сфере деятельности Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Приказом Роснедр от 19 апреля 2007 года N 469 в целях реализации программно-целевых принципов организации и проведения геологоразведочных и научно-исследовательских работ в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы и геологического изучения недр территории России и ее континентального шельфа утверждались Основные приоритетные направления научно-исследовательских и тематических работ в сфере деятельности Федерального агентства по недропользованию. В приложении к данному Приказу приведен также Перечень базовых проектов к основным приоритетным направлениям научно-исследовательских и тематических работ в сфере деятельности Роснедр.

Защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ (п.13).

Согласно пункту "в" ст.71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина относится к предметам исключительного ведения России, однако в соответствии с п."б" ч.1 ст.72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении России и ее субъектов. С учетом этого в п.10 ст.4 комментируемого Закона предусмотрено, что защита прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами относятся и к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.

Разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами России (п.14).

В части 1 ст.85 Конституции РФ предусмотрено, что Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов РФ (как и разногласий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ); в случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Согласно части 2 указанной статьи Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Процедура приостановления действия акта высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), актов органов исполнительной власти субъекта РФ регламентирована положениями ст.29 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Заключение международных договоров России по геологическому изучению, использованию и охране недр (п.15).

Международные договоры России, как и внешняя политика, и международные отношения России, согласно п."к" ст.71 Конституции РФ относятся к предметам исключительного ведения России. Выполнение же международных договоров России, как и координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, в соответствии с п."о" ч.1 ст.72 Конституции РФ находятся в совместном ведении России и ее субъектов. Международным договорам России посвящена статья 52 Закона (см. указанную статью и коммент. к ней).

Установление порядка осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организация и осуществление федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (п.16).

Этот пункт изложен Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней редакции пункта говорилось о таком полномочии, как государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения. Этим же Законом часть 1 комментируемой статьи дополнен пунктом 18, указывающим на такое полномочие, как установление порядка организации и осуществление федерального государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами. Тем же Законом часть 2 ст.38 комментируемого Закона изложена полностью в новой редакции, предусматривающей, что государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр (п.17).

Данное полномочие предопределено положением п.1 ст.3 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), в соответствии с которым стороной соглашения о разделе продукции является Россия, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ или уполномоченные им органы. Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 14 марта 2006 года N 133 "О порядке назначения и деятельности представителей государства в управляющих комитетах, создаваемых в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции" (в ред. Постановления Правительства РФ от 10 марта 2009 года N 219) функции уполномоченного органа в рамках реализации соглашений о разделе продукции в отношении участков недр и месторождений всех видов полезных ископаемых осуществляет Минэнерго России.

Установление порядка организации и осуществление федерального государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "государственный горный надзор") (п.18).

Как говорилось выше, этот пункт введен Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, которым изложен в новой редакции пункт 16 ч.1 комментируемой статьи. Тем же Законом часть 2 ст.38 комментируемого Закона изложена полностью в новой редакции, предусматривающей, что государственный горный надзор осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством РФ.

Установление порядка подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (п.19). Рассмотрение и согласование планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых (п.20). Установление порядка подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых (п.21).

Все три данных пункта введены с 1 июля 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 408-ФЗ, внесшим в комментируемый Закон ряд изменений в части регламентации порядка подготовки и согласования планов и схем развития горных работ, оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода. Одновременно этим же Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 408-ФЗ:

  • часть 3 ст.7 комментируемого Закона изложена полностью в новой редакции, устанавливающей, что предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами, а также что после разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со ст.23_2 данного Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части;
  • статья 24 комментируемого Закона дополнена частью 6, предусматривающей, что мероприятия по выполнению основных требований об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, включаются в планы или схемы развития горных работ, которые подлежат согласованию с органом государственного горного надзора. Как указано там же, порядок подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых устанавливается Правительством РФ.

Установление порядка размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья (п.22).

Этот пункт введен с 1 февраля 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 261-ФЗ, внесенным которыми изменениями и предусмотрен такой вид недропользования, как размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья. Указанным законом статья 19_1 комментируемого Закона дополнена частью 3 предусматривающей, что пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта размещать в пластах горных пород попутные воды и воды, использованные для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

2. Часть 2 комментируемой статьи возлагает функции по реализации общей федеральной политики недропользования в России на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы. В то же время следует иметь в виду, что согласно ст.18 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" организация деятельности по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы России входит в полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды (см. коммент. к ст.36 Закона).

Федеральным органом управления государственным фондом недр является Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России), поскольку именно данный орган в соответствии с п.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 года N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации", является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.

Минприроды России согласно п.2 данного Положения осуществляет координацию и контроль деятельности в т.ч. подведомственных ему Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) и Федерального агентства по недропользованию (Роснедр). Соответственно, когда в нормах комментируемого Закона говорится о полномочиях федерального органа управления государственным фондом недр (его территориальных органов), это не всегда означает, что речь идет именно о Минприроды России. Этими полномочиями могут быть наделены Росприроднадзор или Роснедра в зависимости от усмотрения Правительства РФ, поскольку именно оно согласно ч.4 ст.12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 19 июня 2004 года N 4-ФКЗ) распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти.

3. В части 3 комментируемой статьи указано на то, что Россия может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектам РФ. Такая передача полномочий регламентирована положениями п.7 ст.26_3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которыми (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ) наряду с прочим установлено следующее:

  • полномочия России по предметам ведения России, а также полномочия России по предметам совместного ведения России и субъектов РФ, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами;
  • финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В случаях, предусмотренных федеральным законом, финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, может осуществляться за счет субвенций из бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, а также за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта РФ не менее чем в объеме планируемых поступлений от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных органам государственной власти субъектов РФ отдельных полномочий и зачисляемой в бюджеты субъектов РФ в соответствии с БК РФ.

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»