1. Военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях:
а) участия в боевых действиях, выполнения задач в период мобилизации, в условиях чрезвычайного или военного положения, военного времени, вооруженных конфликтов, а также участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо участия в операциях, проводимых Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, в том числе для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации;
б) исполнения должностных обязанностей;
в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;
г) участия в учениях или походах кораблей;
д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником);
е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью;
ж) нахождения в служебной командировке;
з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно;
и) следования к месту военной службы и обратно;
к) прохождения военных сборов;
л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
2. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием:
а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "л", "м", "н", "о", "п" и "р" пункта 1 настоящей статьи;
б) добровольного приведения себя в состояние опьянения;
в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
3. Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Порядок и условия командирования военнослужащих, если иное не определено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определяются министром обороны Российской Федерации, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Комментарий к ст. 37 Закона о военной службе
1. Наступление юридических фактов, под которыми понимаются обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий (возникновение, изменение и прекращение правовых отношений), в период прохождения военной службы и при исполнении обязанностей военной службы имеет разные правовые последствия.
Так, например, в случае гибели (смерти) или повреждения здоровья военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступивших при исполнении обязанностей военной службы, им дополнительно к страховым суммам выплачивается единовременное пособие в размерах, указанных в п. 2 ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Наступление указанных последствий в период прохождения военной службы влечет только выплату им страховых сумм.
Таким образом, в законодательстве закреплен общий подход, в соответствии с которым наступление юридических фактов при исполнении обязанностей военной службы влечет более благоприятные правовые последствия, чем их наступление в период прохождения военной службы.
2. С другой стороны, четкое установление случаев исполнения обязанностей военной службы позволяет конкретизировать условия наступления отдельных видов юридической ответственности военнослужащих.
Так, Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (п.4 ст.28) установлено, что за материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих".
Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, т.е. порядком, установленным гл. 59 ГК РФ ("Обязательства вследствие причинения вреда"). Таким образом, военнослужащие, причинившие ущерб воинской части не при исполнении обязанностей военной службы (например, находясь на отдыхе), возмещают вред в полном объеме (п. 1 ст. 1064 ГК РФ), т.е. либо возмещают вред в натуре (предоставляют вещь того же рода и качества, исправляют повреждение вещи и т.п.), либо компенсируют убытки, состоящие как из реального ущерба, так и из упущенной выгоды (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Упущенная выгода представляет собой доходы (выгоду), которые могли быть получены при нормальных условиях гражданского оборота, т.е. если бы не произошло причинения вреда.
УК РФ также называет исполнение обязанностей военной службы в качестве обязательного признака отдельных составов преступлений:
- сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333);
- насильственные действия в отношении начальника, связанные с нанесением побоев или применением иного насилия в отношении начальника, совершенные во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей (ст. 334);
- оскорбление одним военнослужащим другого во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы (ст. 336);
- уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339).
В отдельных случаях уголовная ответственность наступает не только во время исполнения обязанностей военной службы или при их исполнении, но и в связи с их исполнением. В последнем случае военнослужащий непосредственно не исполняет обязанности военной службы (пребывает вне пределов воинской части или места службы), но какое-либо общественно опасное деяние связано с его служебной деятельностью, например, исполнением им служебных обязанностей.
3. Период прохождения военной службы ограничен моментом начала военной службы (см. комментарий к п. 10 ст. 38) и окончания военной службы (см. комментарий к п. 11 ст. 38) - см. также комментарий к п. 1 ст. 38.
Случаи исполнения военнослужащим обязанностей военной службы перечислены в п.1 комментируемой статьи.
4. Защита Отечества является обязанностью и долгом граждан Российской Федерации. В целях обороны и безопасности государства в отдельных федеральных органах исполнительной власти предусматривается военная служба и создаются специальные военные организации: Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы. Граждане, поступившие или призванные на военную службу, являются военнослужащими и на них возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
Указанные обязанности подчас сопряжены с боевыми действиями, под которыми понимается вооруженное столкновение сторон, организованное применение подразделений, частей, соединений и объединений одной из сторон для выполнения боевых задач. Риск для жизни характерен для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также при вооруженных конфликтах (см. комментарий к п. 2 ст. 36).
5. Военнослужащий или гражданин, исполняющий должностные обязанности (см. п. 13 комментария к ст. 32), считается находящимся при исполнении обязанностей военной службы. В подп. "б" п. 1 комментируемой статьи не указано исполнение специальных обязанностей в качестве случая исполнения обязанностей военной службы, так как таковыми они названы в отдельных подпунктах (см. подп. "в" и "п" п. 1 ст. 37 комментируемого Закона).
Исполнение военнослужащим общих обязанностей (см. п. 13 комментария к ст. 32) не считается исполнением обязанностей военной службы.
6. Боевое дежурство - особый вид дежурства специально выделенных сил и средств, которые находятся в более высоких по сравнению с другими силами и средствами степенях боевой готовности к выполнению боевых задач. Организуется в целях своевременного обнаружения начала нападения противника, немедленного поражения наиболее важных объектов, пресечения нарушения границ. Несение боевого дежурства является боевой задачей по защите и обеспечению военной безопасности государства.
Боевая служба Военно-Морского Флота как высшая форма поддержания боевой готовности сил флота в мирное время представляет собой мероприятия и действия, проводимые силами флота на океанских и морских акваториях в целях предотвращения внезапного нападения агрессора, срыва или ослабления его ударов с океанских (морских) направлений, а также обеспечения интересов государства в наиболее важных районах Мирового океана.
Общие принципы организации и порядка несения боевого дежурства (боевой службы) регламентированы в ст.ст. 359 - 368 УВС ВС РФ.
Гарнизонный наряд назначается для охраны и обороны гарнизонных объектов, поддержания воинской дисциплины и порядка среди военнослужащих на улицах и в других общественных местах гарнизона, а также для контроля за соблюдением правил дорожного движения водителями воинских частей и выполнения задач гарнизонной службы (ст. 51 УГ и КС ВС РФ).
Предусматривается следующий состав гарнизонного наряда:
- дежурный по караулам;
- помощник дежурного по караулам;
- дежурное подразделение;
- гарнизонные караулы;
- гарнизонные патрули;
- инспектора и патрульные контрольных постов ВАИ.
Суточный наряд назначается для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники и боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделений), контроля за состоянием дел в подразделениях и своевременного принятия мер по предупреждению правонарушений, а также для выполнения других обязанностей по внутренней службе (ст. 260 УВС ВС РФ). Состав суточного наряда объявляется в приказе по воинской части на период обучения. Типовой состав суточного наряда полка приведен в ст. 261 УВС ВС РФ.
Военнослужащие, а также граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда. Начальные и конечные моменты исполнения соответствующих обязанностей определяются общевоинским и иными уставами.
7. Учения и походы кораблей являются формами боевой подготовки в целях поддержания боевой выучки и готовности войск, сил и средств. Их проведение, как правило, связано с определенным риском для жизни и здоровья их участников. С учетом этого обстоятельства указанные мероприятия включены в перечень случаев, когда военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.
8. Выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником), является исполнением обязанностей военной службы. Данное положение применяется с учетом п. 3 комментируемой статьи, устанавливающей, что командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
Таким образом, только исполнение законного приказа будет считаться исполнением обязанностей военной службы (см. подробнее комментарий к п. 3 настоящей статьи).
9. В соответствии со ст. 42 КЗоТ РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Распределение времени в воинской части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели, осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени (ст. 226 УВС ВС РФ). Распорядок дня определяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта. Регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливает сроки и продолжительность выполнения этими военнослужащими основных мероприятий, вытекающих из обязанностей военной службы.
В центральном аппарате Министерства обороны РФ распорядок дня регламентирован приказом Главнокомандующего Вооруженными Силами СНГ от 4 февраля 1992 г. N 40: начало рабочего дня в 9.00, окончание работы в 18.00 (в пятницу - 16.45), перерыв для отдыха и питания с 13.00 до 13.45. Распорядок дня в управлениях округов, флотов и группы войск устанавливается распоряжениями соответствующих командующих, исходя из специфики выполняемых задач подчиненными войсками и силами с соблюдением установленной продолжительности рабочего времени. В воинских частях и соединениях распорядок дня и регламент служебного времени устанавливает соответствующий командир с учетом вида Вооруженных Сил и рода войск, стоящих задач, времени года, местных и климатических условий.
Нахождение на территории воинской части до начала и после окончания установленного распорядком дня служебного времени не допускается, за исключением случаев, когда это вызвано служебной необходимостью.
П. 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определил, что отдельные мероприятия, перечень которых утверждается министром обороны РФ (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Такие перечни утверждены приказами: министра обороны РФ от 10 ноября 1998 г. N 492; МВД РФ от 3 ноября 1997 г. N 721; ФАПСИ РФ от 11 января 1999 г. N 3.
За исключением мероприятий, перечисленных в указанных перечнях, военнослужащие могут находиться на территории воинской части в отличное от распорядка дня время, если это вызвано служебной необходимостью. Служебную необходимость нахождения военнослужащих на территории воинской части определяет соответствующий командир (начальник), имеющий право утверждать распорядок дня, или его вышестоящий командир (начальник).
10. Служебной командировкой считается поездка военнослужащего по распоряжению командира (начальника) на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения), в которой военнослужащий проходит военную службу. В соответствии с комментируемой статьей нахождение в командировке является исполнением обязанностей военной службы.
Порядок направления в служебные командировки военнослужащих Вооруженных Сил РФ установлен Инструкцией о дополнительных денежных выплатах военнослужащим при служебных перемещениях и направлении в служебные командировки, утвержденной приказом министра обороны РФ от 26 октября 1996 г. N 385.
Командировки военнослужащих назначаются в случаях действительной необходимости и при наличии денежных средств на эти цели следующими должностными лицами:
а) из центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации - заместителями и помощниками министра обороны Российской Федерации, начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и его заместителями, главнокомандующими видами Вооруженных Сил Российской Федерации и их заместителями, заместителями начальника Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации, заместителями начальника строительства и расквартирования войск, командующими (начальниками) родами войск и их заместителями, начальниками управлений Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации и их первыми заместителями;
б) из управлений округов, флотов - командующими войсками округа, флотом, его заместителями и помощниками, а также начальниками управлений, служб и отделов, подчиненных непосредственно командующему войсками округа, флотом;
в) из управлений армий, флотилий, ВВС (на территории военных округов) и ВВС флотов - командующим армией, флотилией, ВВС (на территории военного округа), ВВС флота и их заместителями;
г) из управлений соединений - командиром соединения, начальником штаба соединения;
д) из воинских частей, содержащихся на самостоятельных штатах, - командиром воинской части.
Командировки военнослужащих в вышестоящие органы военного управления разрешаются по вызову вышеуказанных командиров и начальников, на срок не свыше 5 дней, не считая времени нахождения в пути.
В исключительных случаях срок командировки может быть продлен не более чем на 5 дней с письменного разрешения:
- в управления Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - начальников этих управлений;
- в главные штабы и управления видов Вооруженных Сил Российской Федерации - главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации и их первых заместителей;
- в штабы и управления округов, флотов - командующих войсками округов, флотами или начальников штабов этих округов, флотов.
Командировки в воинские части, в том числе для инспектирования войск, проведения ревизий и проверок хозяйственной и финансовой деятельности воинских частей, назначаются на срок не свыше 40 дней, не считая времени нахождения в пути.
Командировки могут назначаться военнослужащим на срок свыше 40 дней, но не более чем на один год, в следующих случаях:
а) для выполнения полевых топографических, топогеодезических работ, аэросъемочных, гидрографических, гидрологических работ и зимних промеров по льду вне района своей базы;
б) в составе штатных театральных групп и военных оркестров;
в) на монтажные и наладочные работы либо для приемки, сдачи или ремонта кораблей и судов;
г) для охраны, обороны и сопровождения транспортов с воинскими грузами;
д) на производственную (учебную) практику и стажировку слушателей и курсантов либо для подготовки ими дипломов (дипломных проектов, работ), а также при направлении офицеров постоянного состава военно-учебных заведений, в том числе командиров подразделений слушателей и курсантов, для руководства войсковой практикой и стажировкой слушателей и курсантов;
е) в составе нештатных экспедиций, создаваемых по указанию министра обороны Российской Федерации или его заместителей;
ж) на борьбу с особо опасными инфекциями;
з) на учебные и итогово-выпускные сборы слушателей заочных факультетов и отделений высших военно-учебных заведений;
и) для изучения новых вооружения и военной техники в воинских частях, в том числе в качестве руководителей занятий по их изучению;
к) на стажировку в войска и практику на предприятия и в организации гражданских министерств и ведомств офицеров - научных сотрудников научно-исследовательских и научно-испытательных учреждений;
л) на стажировку в войска офицеров профессорско-преподавательского состава и научного состава военно-учебных заведений;
м) на обучение с сохранением воинских должностей по месту военной службы на курсы (в центры, для прохождения сборов) системы повышения квалификации и переподготовки кадров вне пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части, подразделения (в том числе в государственные образовательные учреждения профессионального образования и подразделения системы повышения квалификации и переподготовки кадров - по дневной форме обучения);
н) направления военнослужащих, не принадлежащих к составу воинских частей (подразделений), выведенных в учебные центры, учебные воинские части военно-учебных заведений, лагеря, на полигоны и запасные аэродромы, маневры, учения (игры), командированных в эти воинские части (подразделения) для проверки, инспектирования, оказания помощи в организации боевой подготовки и бытового обеспечения личного состава либо командированных в воинские части (подразделения), выведенные на маневры и учения (игры) для участия в них.
Срок непрерывного пребывания в командировках исчисляется со дня убытия военнослужащего из пункта постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения) и по день возвращения в эти пункты после выполнения служебного задания включительно.
Военнослужащим, убывшим из пункта командировки в отпуск либо на лечение в лечебное учреждение и по прибытии из отпуска или лечебного учреждения в пункт постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения) вновь командированным к месту выполнения служебного задания, срок непрерывного пребывания в командировке исчисляется без учета времени нахождения в командировке до убытия в отпуск или на лечение.
Продолжительность командировки исчисляется по количеству дней пребывания в командировке, включая выходные и праздничные дни.
Днем выезда в командировку считается день отправления поезда, автобуса или другого транспортного средства из пункта, где проходит военную службу командированный военнослужащий, а днем приезда - день прибытия транспорта в указанный пункт. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем выезда считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее - последующие сутки.
Если станция отправления транспортного средства находится за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до этой станции. В таком же порядке определяется день приезда командированного военнослужащего в пункт постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения). День выезда в командировку и день возвращения из командировки определяются по местному времени.
В случае болезни военнослужащего в пункте командировки дни болезни в срок командировки не засчитываются.
Если военнослужащий командирован не в воинскую часть или гражданское учреждение, на предприятие и в организацию, указанные отметки производятся в военной комендатуре гарнизона, а при отсутствии ее - в местных органах власти.
В случае гибели или повреждения здоровья военнослужащим во время нахождения в командировке на него распространяется действие ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части выплаты страхового обеспечения и единовременного пособия.
11. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях (далее - военно-медицинские учреждения), которые относятся к разновидности государственных учреждений здравоохранения.
При отсутствии по месту военной службы или жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или при отсутствии в них необходимых отделений либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Затраченные на лечение средства возмещаются за счет Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств, в войсках которых военнослужащие состоят на военной службе.
При поступлении военнослужащих на обследование (лечение) в учреждения здравоохранения ими предъявляются:
- медицинское заключение о нуждаемости в обследовании и лечении в данном учреждении здравоохранения, выданное врачом воинской части;
- направление на медицинское обследование (лечение), выданное командиром воинской части, начальником органа военного управления, учреждения или военного образовательного учреждения профессионального образования, заверенное гербовой печатью;
- удостоверение личности или военный билет военнослужащего.
В неотложных случаях военнослужащие госпитализируются в учреждения здравоохранения без указанных документов с последующим их предъявлением.
Военнослужащие, находящиеся в отпусках и командировках, в случае обращения в учреждения здравоохранения по неотложным показаниям предъявляют удостоверение личности (военный билет), а также отпускной билет или командировочное удостоверение. Указанный факт подтверждается справкой, удостоверенной лечащим врачом и начальником (главным врачом) лечебного учреждения.
Скорая и неотложная медицинская помощь военнослужащим оказывается беспрепятственно всеми учреждениями здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности.
Законодательством предусмотрены следующие виды лечения: амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное.
Амбулаторный прием проводится в медицинском пункте в часы, установленные распорядком дня. Военнослужащие, внезапно заболевшие или получившие травмы, направляются в медицинский пункт немедленно в любое время суток. После осмотра врачом (фельдшером) заболевшие в зависимости от характера болезни направляются для лечения в медицинский пункт, в лечебное учреждение вне воинской части (госпиталь, больницу) или им назначается амбулаторное лечение.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, по заключению врача могут оставаться для лечения на квартирах (на дому).
Заключение на частичное или полное освобождение от занятий и работ дается врачом, а в воинских частях, где врач штатом не предусмотрен, - фельдшером не более чем на 3 суток. В случае необходимости освобождение может быть повторено. Рекомендации врача (фельдшера) о частичном или полном освобождении от исполнения обязанностей подлежат обязательному выполнению должностными лицами (ст. 350 УВС ВС РФ).
Освобождение от исполнения обязанностей военной службы на больший срок дается на основании заключения военно-врачебной комиссии, которое выносится в случае, когда Расписанием болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. N 390) предусматривается временная негодность к военной службе. Освобождение дается на срок от 7 до 15 суток. ВВК может вынести повторное заключение о том, что военнослужащий нуждается в освобождении, но в общей сложности срок освобождения не должен превышать 30 суток (ст.ст. 33, 35 Положения о военно-врачебной экспертизе).
В лазарете медицинского пункта воинской части проводится стационарное лечение больных со сроками лечения 14 дней.
На стационарное лечение вне расположения воинской части военнослужащие направляются по заключению врача командиром части, а для оказания неотложной помощи в отсутствие врача - дежурным фельдшером (санитарным инструктором) по медицинскому пункту с одновременным докладом начальнику медицинской службы части и дежурному по части.
Санаторно-курортное лечение военнослужащих проводится в санаториях и домах отдыха.
Таким образом, нахождение на лечении, в том числе дома, в санаториях и домах отдыха, в отпуске, следование к месту лечения и обратно считается исполнением обязанностей военной службы.
12. Следование к месту военной службы и обратно считается исполнением обязанностей военной службы. Под местом военной службы понимается собственно обособленная территория, на которой расположена воинская часть, а также место, установленное за пределами воинской части, в котором военнослужащий обязан находиться в связи с отданным приказом или в силу исполнения должностных обязанностей (см. также п. 7 комментария к настоящей статье).
Военнослужащий может считаться следующим к месту службы при заключении первого и нового контракта, призыве на военную службу или военные сборы, служебных перемещениях, т.е. при переводе к новому месту военной службы.
Исполнением обязанностей военной службы можно также считать ежедневное перемещение (следование) военнослужащих к месту военной службы и обратно.
13. Граждане, призванные на военные сборы, исполняют обязанности военной службы. Граждане Российской Федерации призываются и проходят военные сборы в порядке, установленном Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605 (см. подробнее комментарий к ст. 54).
Граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти) или увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения ими военных сборов. Порядок выплаты страховых сумм установлен Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ. Граждане, призванные на военные сборы и нарушившие установленный порядок их проведения, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации в отношении военнослужащих.
14. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих (п. 8 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии с Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными (приказ министра обороны СССР 1990 г. N 75) лица, относящиеся к личному составу вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попавшие во власть неприятеля, являются военнопленными.
Военнопленным должна быть предоставлена возможность сообщить о взятии в плен своей семье и в Центральное справочное агентство по делам военнопленных, создаваемое в период военных действий в нейтральной стране. Они сохраняют военную форму, знаки различия и государственной принадлежности, знаки отличия. В зависимости от звания или положения отдельные военнопленные имеют преимущества. Держащая в плену держава обязана признавать повышение военнопленных в звании, о которой ей будет надлежащим образом сообщено. Всем военнопленным ежемесячно выплачивается аванс в счет денежного довольствия в размерах и порядке, установленных вышеуказанной Конвенцией. Военнопленные обязаны соблюдать правила отдания воинских приветствий, предусмотренные действующими в их собственной армии уставами.
Таким образом, за военнослужащими, захваченными в плен, сохраняются права и обязанности, которые могут быть реализованы применительно к их положению военнопленных.
Органы государственной власти Российской Федерации и военное командование обязаны в соответствии с нормами международного права принимать меры по освобождению военнослужащих. В целях оперативного решения вопросов, связанных с выяснением судеб, а в необходимых случаях с возвращением на родину военнопленных, интернированных и пропавших без вести за пределами Российской Федерации и на территории Чеченской Республики российских граждан, а также иностранных граждан, пропавших без вести на территории России, создана Комиссия при Президенте Российской Федерации по военнопленным, интернированным и пропавшим без вести, которая в своей деятельности руководствуется Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27 февраля 1997 г. N 133 (с изм. и доп.).
За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняются денежное довольствие, материальное обеспечение и иные виды обеспечения. Их выплата производится супруге (супругу) или другим членам семей военнослужащих, проживающих совместно с ними. Порядок производства указанных выплат должен быть определен Правительством Российской Федерации.
В то же время правовое положение военнослужащего в зависимости от обстоятельств нахождения в плену различно. Не будет считаться исполняющим обязанности военной службы военнослужащий в случае его добровольной сдачи в плен, факт которой должен быть подтвержден в установленном порядке.
Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг (ст. 20 УВС ВС РФ).
15. Безвестное отсутствие, т.е. отсутствие в месте своего жительства продолжительное время без подачи о себе вестей, военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, будет считаться исполнением обязанностей военной службы, если указанное деяние не подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 337 (самовольное оставление части или места службы) и ст. 338 (дезертирство) УК РФ.
Под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору социального и коммерческого найма, поднайма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Для военнослужащих таким местом может быть и воинская часть, по адресу которой они по их просьбе могут быть зарегистрированы (п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В интересах семьи указанных лиц, других лиц, воинской части возникает необходимость устранить возникшую неопределенность. С этой целью гражданин может быть признан безвестно отсутствующим (ст. 42 ГК РФ) или объявлен умершим (ст. 45 ГК РФ). Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим производится судом в особом порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством ст.ст. 252 - 257 ГПК РСФСР) (см. комментарий к п. 7 ст. 51).
Гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в месте его жительства нет сведений о нем в течение одного года (этот факт должен быть подтвержден в суде доказательствами) и принятые судом меры к получению таких сведений не дали результатов. Годичный срок исчисляется с момента получения последних сведений от самого гражданина или о нем.
Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет определенные последствия: право собственности не прекращается и в случае необходимости его имущество на основании решения суда передается в доверительное управление (ст. 38 ГК РФ). Из принадлежащего ему имущества выдаются средства на содержание лиц, имеющих на это право, удовлетворяются требования кредиторов (ст. 43 ГК РФ). Безвестно отсутствующий может быть признан утратившим право на жилую площадь (ст. 60 ЖК РСФСР). По заявлению его супруга в органах загса производится расторжение брака (ст. 19 СК РФ).
Признание лица, выдавшего доверенность (доверителя), равно и того, кому выдана доверенность (поверенного), безвестно отсутствующими влечет прекращение доверенности (ст. 188 ГК РФ).
Явка лица, признанного безвестно отсутствующим, или обнаружение его места пребывания влечет отмену решения суда и соответственно отменяется управление его имуществом.
Если в месте жительства гражданина нет сведений о нем в течение пяти лет, он может быть объявлен судом умершим.
Если есть основания предполагать, что гражданин погиб от определенного несчастного случая (авиакатастрофа, кораблекрушение и т. п.) либо пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (при землетрясении, наводнении, обвалах в горных экспедициях и т. п.), срок сокращается до шести месяцев.
Военнослужащий или любой другой гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим лишь по истечении двух лет со дня прекращения военных действий (п. 2 ст. 45 ГК РФ). Установление более длительного срока для указанной категории граждан объясняется необходимостью в ряде случаев принятия длительных мер к возвращению военнослужащих или других граждан к постоянному месту жительства или установлению их гибели. День прекращения военных действий должен быть определен законодательным или иным нормативным правовым актом.
На основании решения суда об объявлении гражданина умершим ("юридическая смерть") производится регистрация смерти в органах загса и наступают те же последствия, что и при физической смерти.
Однако в отличие от физической "юридическая смерть" не всегда безвозвратна. Если гражданин фактически жив (он явился либо поступили сведения о его месте пребывания), новым решением суда отменяется решение об объявлении его умершим и на этом основании аннулируется запись о его смерти.
Гражданин вправе потребовать и возврата своего имущества. Но для этого установлены особые правила: лица, к которым его имущество перешло безвозмездно (в порядке наследования, по договору дарения), обязаны возвратить ему все сохранившееся к моменту его явки. Это правило не распространяется на деньги и ценные бумаги, которые не могут быть востребованы у так называемых "добросовестных приобретателей", т.е у тех, кто, получая их, не знал и не должен был знать, что лицо, объявленное умершим, фактически живо. Если же имущество перешло к другим лицам по возмездным сделкам (по договору купли-продажи, мены и др.), эти лица обязаны возвратить имущество лишь в случае, если будет доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин фактически жив. При невозможности возврата имущества в натуре эти лица обязаны возместить его стоимость (ст. 46 ГК РФ).
16. Жизнь является основополагающим и самым ценным благом человека, лишение которого является необратимым и означает прекращение существования индивида, личности, члена общества. Именно поэтому право на жизнь находится под максимальной правовой защитой, базирующейся на Конституции РФ.
Честь и достоинство являются неотчуждаемыми нематериальными благами личности, приобретаемыми в силу рождения. Они существуют независимо от их правовой регламентации. Они неотчуждаемы и непередаваемы другим лицам. Конституция РФ гарантирует каждому возможность защиты указанных прав, в том числе и судебной.
Честь - объективная оценка личности, определяющая отношение общества к гражданину (военнослужащему), это социальная оценка моральных и иных качеств личности.
Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения (субъективная оценка личности).
Военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, защищающие перечисленные нематериальные блага, считаются исполняющими обязанности военной службы, хотя бы это и не входило в круг их должностных обязанностей.
17. Защита прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка и обеспечение общественной безопасности являются основными функциями милиции. Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти (органов внутренних дел), призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законодательством (ст.1 Закона РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г. N 1026-1).
На внутренние войска МВД РФ возлагается задача по оказанию содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности (ст. 2 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ), т.е. это входит в круг их специальных обязанностей.
Военнослужащие иных войск, воинских формирований и органов, а также граждане, проходящие сборы, оказавшие помощь органам внутренних дел в указанных случаях, будут считаться при этом исполнявшими обязанности военной службы в целях дополнительных гарантий в случае причинения вреда их жизни и здоровью.
18. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы охватываются понятием чрезвычайной ситуации, т.е. это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 15 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ). В этом случае военнослужащие будут исполнять специальные задачи, которые считаются в силу п. 1 ст. 37 комментируемого Закона исполнением обязанностей военной службы.
19. Перечень случаев, когда военнослужащий будет считаться находящимся при исполнении обязанностей военной службы (п. 1 ст. 37 комментируемого Закона) является открытым, поскольку трудно предусмотреть все возможные обстоятельства. Совершенное военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, действие при исполнении обязанностей военной службы признается таковым только судом. Ориентиром для суда является указание в подп. "р" п. 1 комментируемой статьи на то, что оно должно совершаться в интересах личности, общества и государства.
20. Нахождение на отдыхе и в отпусках не считается исполнением обязанностей военной службы, но считается прохождением военной службы, т.е. на гражданина в этом случае распространяется статус военнослужащего.
Комментарий к п. 2
21. П. 2 комментируемой статьи установил случаи, когда военнослужащий не будет считаться исполняющим обязанности военной службы. Перечисленные обстоятельства подлежат применению только к строго ограниченным правоотношениям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью военнослужащих (их гибель или смерть, получение ими увечья, ранения, травмы, контузии или заболевания). В указанных в п.2 случаях на военнослужащих не будут распространяться гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (например, выплата страхового и единовременного пособия и др.).
Перечень случаев, при которых военнослужащий не признается исполняющим обязанности военной службы, не применим к правоотношениям, не указанным в п. 2 комментируемой статьи (например, по вопросу признания военнослужащих субъектами материальной и иной ответственности и т.д.).
22. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы.
Ограничение военнослужащих в конституционном праве свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 Конституции РФ) связано с необходимостью поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту службы, т.е. отвечает принципу, закрепленному в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, в том числе в целях обеспечения обороны и безопасности.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставлено право свободно передвигаться только в расположении воинских частей, в которых они проходят службу. В пределах гарнизонов указанные военнослужащие могут передвигаться, если они уволены из расположения воинской части в установленном порядке (ст.ст. 243 - 249 УВС ВС РФ). Документом, подтверждающим правомерность нахождения в увольнении, является увольнительная записка, которая действительна только в границах своего гарнизона (в котором расположена воинская часть). За пределы гарнизона военнослужащие могут выехать только в случае убытия в отпуск, в командировку, на лечение или при переводе.
Уставом внутренней службы ВС РФ установлено, что выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части (ст. 243 УВС ВС РФ). Поскольку форма такого разрешения не установлена, оно может быть как письменным, так и устным. При убытии военнослужащего в отпуск оформляется и ему выдается отпускной билет, в командировку - командировочное удостоверение.
Таким образом, под самовольным оставлением воинской части или места службы следует понимать оставление их военнослужащим по своему усмотрению, без разрешения соответствующего командира.
На практике возникает вопрос о полномочиях того или иного командира (начальника) давать разрешение на убытие из части. С учетом ст. 13 УВС ВС РФ, устанавливающей общую обязанность всех военнослужащих строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов (принцип правомерности действия), военнослужащий будет считаться получившим разрешение от соответствующего лица, за исключением случаев, если он достоверно не знал или добросовестно заблуждался относительно законности полученного разрешения.
Под расположением воинской части понимается обособленная территория, на которой размещаются ее подразделения и службы. Не является самовольным уход военнослужащего из одного подразделения в другое в пределах одной части.
Под местом службы, не совпадающим с расположением воинской части понимается любое иное место, определенное военнослужащему для исполнения обязанностей военной службы в течение установленного времени или где он должен находиться по приказу либо с разрешения командования. Местом службы являются: место пребывания в командировке, места проведения учебных, культурно-массовых, воспитательных мероприятий, хозяйственных работ, нахождение команды при передвижении (эшелон, поезд, воздушные, морские и водные суда и др.) и т.д. Местом службы должно признаваться и место лечения, вне зависимости от того, является ли оно военным госпиталем или больницей, поскольку нахождение на лечении признается исполнением обязанностей военной службы (подп."з" п.1 комментируемой статьи).
Самовольное оставление части не связано какими-либо сроками, исключающими признание военнослужащего совершившим правонарушение. В зависимости от тяжести совершенного деяния он может быть признан субъектом уголовной (ст. 337 УК РФ) или дисциплинарной ответственности. Кроме того, признание военнослужащего самовольно находящимся вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы влечет нераспространение на него льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", в связи с причинением вреда жизни и здоровью.
Комментируемый Закон не предусматривает условий и перечня каких-либо причин (мотивов), исключающих негативные последствия для военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть или место службы, за исключением нижеперечисленных обстоятельств, в которых они оказались после самовольного оставления части или места службы, т.е. военнослужащий, самовольно находящийся вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, будет признан исполняющим обязанностей военной службы в случаях:
- нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
- безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
- защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
- оказания помощи органам внутренних дел по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
- участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства.
23. Военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы, не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием добровольного приведения себя в состояние токсического или алкогольного опьянения.
Необходимо отметить некоторую неопределенность в вопросе о непризнании военнослужащих получившими повреждение здоровья при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием добровольного приведения себя в состояние алкогольного опьянения, которое не названо комментируемым Законом в качестве исключающего условия. В то же время Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ (СЗ РФ. - 1998. - N 13. - Ст. 1475) в качестве одного из оснований освобождения страховщика от выплаты страховых сумм определено наступление страхового случая, который находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным опьянением военнослужащего (п. 1 ст. 10). Таким образом, необходимо привести в соответствие комментируемый Закон с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ.
24. Лица, указанные в п. 2 комментируемой статьи, не признаются получившими повреждение здоровья при исполнении обязанностей военной службы, если это явилось следствием совершения ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным. Общественно опасным деянием признается преступление, понятие которого дано в ст. 14 УК РФ: "Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания".
Таким образом, УК РФ определяет преступление как деяние, запрещенное им в связи с тем, что оно является общественно опасным и посягает на охраняемые уголовным законом объекты.
Деяние - это поведение (поступок) человека в форме действия или бездействия. Действие - активное волевое поведение. Бездействие характеризуется пассивным волевым поведением, выражающимся в невыполнении лежащей на лице обязанности действовать.
Общественная опасность - это способность предусмотренного уголовным законом деяния причинять существенный вред охраняемым уголовным законом объектам (интересам).
Преступление - это запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, обязательно совершенное виновно (ч. 1 ст. 14 УК РФ), т.е при определенном психическом отношении к деянию и его последствиям со стороны лица, совершившего это деяние. Если действия лица невиновно вызвали общественно опасные последствия, его поведение не является преступлением (см. п. 10 комментария к настоящей статье).
Таким образом, преступлением по российскому уголовному праву является запрещенное уголовным законом общественно опасное, виновное и наказуемое деяние.
25. Общественная опасность как признак преступления предполагает, что в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ не является преступлением деяние, формально подпадающее под признаки, указанные в статье Особенной части УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (например, кража коробка спичек).
Вопрос о признании того или иного деяния малозначительным - это вопрос факта и находится в компетенции органов предварительного следствия и суда. Уголовное дело о таком деянии не должно быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению за отсутствием состава преступления.
Малозначительное деяние, в силу отсутствия общественной опасности не содержащее в себе состава преступления, может образовать состав иного правонарушения (например, административного или дисциплинарного), и в этом случае к лицу, его совершившему, могут быть применены меры административного, дисциплинарного или общественного воздействия, не являющиеся наказанием. В комментируемом случае признание в установленном порядке органами предварительного следствия и суда в противоправном деянии признака общественной опасности влечет распространение на военнослужащих льгот, гарантий и компенсаций в связи с причинением вреда их жизни и здоровью.
26. Ст. 28 УК РФ "Невиновное причинение вреда" предусматривает случаи, когда лицо, совершившее общественно опасное деяние, в силу отсутствия вины не признается субъектом преступления: "Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть. Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам".
Невиновное причинение вреда именуется в судебной практике случаем, или казусом.
В ч. 1 ст. 28 УК РФ формулируются основные признаки отсутствия интеллектуального момента (осознания и предвидения) у лица, объективно совершившего общественно опасные или иные действия (бездействие), в результате которых наступили общественно опасные последствия.
Отсутствие осознания общественной опасности деяния и не предвидение возможности наступления общественно опасных последствий главным образом связано с личностными свойствами субъекта, его возрастом, опытом, образованием, квалификацией, психическим состоянием и т. д. Когда лицо по обстоятельствам дела не должно было и не могло предвидеть наступление общественно опасных последствий, то на первое место выходят объективные возможности субъекта, включая его служебные, профессиональные и иные функциональные обязанности. Совокупность субъективных и объективных "невозможностей" осознания и предвидения и дает основания признать действия (бездействие) лица, повлекшие общественно опасные последствия, невиновными.
Ч. 2 ст. 28 УК РФ предусматривает ситуацию, когда в психическом отношении лица к общественно опасным последствиям наличествует интеллектуальный момент - оно предвидит наступление общественно опасных последствий, но воля его направлена не на достижение прогнозируемых общественно опасных последствий, а на их предотвращение. Более того, в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам оно не могло предотвратить эти последствия.
Под экстремальными условиями понимаются обстоятельства крайние, необычные по трудности и сложности.
Объективного уровня нервно-психических перегрузок для всех людей не существует. Он может быть определен лишь для конкретного человека, находящегося в конкретных условиях. В указанном случае речь идет о запредельных нервно-психических перегрузках для конкретного лица.
Несоответствие психофизиологических качеств лица требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам означает то, что лицо, имеющее необходимые профессиональные навыки, знания, опыт, состояние здоровья, допуск к таким видам работ и т. д., при всем напряжении своих субъективных возможностей и профессиональной грамотности действий не могло предупредить наступление общественно опасных последствий. В этом случае оно в соответствии с принципом субъективного вменения является невиновным и не может нести ответственность ни за создание опасной ситуации, ни за вредные последствия, наступление которых оно предвидело, но не смогло предотвратить.
Любые отступления от заданных законом условий (субъект не имел прав, допуска, лицензии и т. д. заниматься данным видом деятельности, умышленно или неосторожно создал опасную ситуацию, неправильно действовал при предотвращении последствий и т. д.) при всех прочих условиях, схожих с теми, которые описаны в ч. 2 ст. 28 УК РФ, не исключают уголовной ответственности.
27. Случайное совершение общественно опасного деяния не исключает для лица, его совершившего, наступление последствий, предусмотренных п. 2 комментируемой статьи, т.е. независимо от наличия или отсутствия вины и фактора случайности лицо, совершившее общественно опасное деяние, признанное таковым в установленным порядке судом или органами прокуратуры, не признается при этом исполняющим обязанности военной службы в целях получения льгот, компенсаций и гарантий в связи с повреждением здоровья, но может быть признано таковым в иных правоотношениях (например, в случаях, указанных в п. 1 комментируемой статьи.
Комментарий к п. 3
28. Полное единоначалие является одним из принципов взаимоотношений между военнослужащими. Суть его состоит в том, что командир (начальник) наделяется всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возлагается персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения.
Командир как единоначальник вправе единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. "Право командира (начальника) отдавать приказ и обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться являются основными принципами единоначалия" - гласит ст. 9 ДУ ВС РФ.
Данное требование всецело вытекает из характера военной организации и является непреложным принципом служебных взаимоотношений, стержнем воинской дисциплины. Из этой особенности военно-служебных отношений также вытекает ряд юридических последствий:
- за служебную необходимость и целесообразность отданного приказа отвечает начальник;
- подача жалобы не может приостановить исполнение приказа;
- в случае открытого неповиновения подчиненного начальник не только вправе, но и обязан принять все меры принуждения, вплоть до ареста виновного и привлечения его к уголовной ответственности, а в исключительных случаях с этой целью может быть применено оружие;
- никакие органы власти не имеют права вмешиваться в законную деятельность военного командования. Иначе говоря, командиры (начальники) по отношению к подчиненным наделены гораздо большим объемом властных полномочий, чем соответствующие должностные лица невоенных государственных организаций (ст. 9 ДУ ВС РФ).
В то же время единоначалие не является абсолютным, т.е. безграничным. Командирам-единоначальникам предоставляется такой объем полномочий, который обеспечивает эффективный контроль над всеми сторонами жизни и деятельности воинской части, их самостоятельность в единоличном решении основных вопросов осуществления власти. Они не вправе переступать предел власти, которым они наделены законами, другими правовыми актами.
Таким образом, общевоинские уставы, устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов, и комментируемый Закон исходят из презумпции законности этих приказов и их соответствия интересам военной службы. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника. В противном случае в зависимости от тяжести совершенного для них наступает ответственность вплоть до уголовной, если это повлекло общественно опасные последствия (ст.ст. 285, 286 УК РФ).
29. Правовое регулирование неисполнения незаконного приказа является недостаточным, поскольку действующими общевоинскими уставами ВС РФ, другими законодательными и иными нормативными правовыми актами не предусмотрен порядок обжалования отданных командирами (начальниками) приказов и распоряжений до их исполнения, в том числе заведомо влекущих уголовную или административную ответственность, что ставит военнослужащих в двусмысленное положение.
Так, ст. 30 УВС ВС РФ закреплено, что "обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением". Ст. 332 УК РФ установлена уголовная ответственность за неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке. Единственная возможность, которой обладают военнослужащие: при необходимости убедиться в правильном понимании отданного приказа они могут обратиться к командиру (начальнику) с просьбой повторить его (ст. 40 УВС ВС РФ). Таким образом, данная проблема требует своего законодательного решения в целях реализации закрепленного Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" принципа единства основных требований, предъявляемых к государственной службе и военной службе как особому виду государственной службы Российской Федерации, поскольку в отношении государственных служащих она решена п. 4 ст. 14 указанного Закона.
30. Ст. 42 УК РФ устанавливает условия, при которых военнослужащий, не исполнивший приказ командира (начальника), не будет являться субъектом уголовной ответственности. В соответствии со ст. 42 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.
Точное выполнение приказа начальника освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по приказу, и за последствия исполнения приказа, в том числе и незаконного, если в данной конкретной обстановке подчиненный не мог сознавать этого или когда он сомневается в законности полученного приказа, но его предписания выполняет. Однако необходимо учитывать при этом его право на уточнение отданного приказа (ст. 40 УВС ВС РФ).
Таким образом, с одной стороны, подчиненный, выполнивший приказ или распоряжение, не сознавая его незаконного характера, не может нести ответственности за свои действия и их последствия, с другой - умышленное совершение общественно опасных действий военнослужащим, сознающим преступность выполняемого приказа начальника, влечет за собой уголовную ответственность. При этом военнослужащий будет субъектом преступления, если деяние совершается им в целях достижения конкретного преступного результата.