8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

1. Министерство обороны Российской Федерации, иные федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба:

  • участвуют в разработке перечня военно-учетных специальностей и военно-прикладных видов спорта;
  • разрабатывают совместно с федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению требования к состоянию здоровья граждан, призываемых или поступающих на военную службу, а также проходящих военную службу;
  • участвуют в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ в части подготовки граждан к военной службе;
  • участвуют в создании, финансовом и материально-техническом обеспечении общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной службе, военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, а также организаций, которые осуществляют подготовку граждан к военной службе на договорной основе.

2. Отбор граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для исполнения специальных обязанностей военной службы осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.


Комментарий к ст. 21 Закона о военной службе


1. В п. 1 ст. 21 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определены формы участия Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых этим Законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе.

По непосредственным целям деятельности указанные формы можно подразделить на две основные группы:

1) участие Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых комментируемым Законом предусмотрена военная служба, в разработке документов организационно-методического характера. Одни из этих документов позволяют организовать надлежащим образом и целенаправленно проводить подготовку граждан к военной службе. Другие содержат требования к состоянию здоровья граждан, призываемых или поступающих на военную службу, и некоторых других граждан. Указанные требования включены в Расписание болезней и Таблицу дополнительных требований (ТДТ) к состоянию здоровья граждан, которые прилагаются к Положению о военно-врачебной экспертизе;

2) участие Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых комментируемым Законом предусмотрена военная служба, в создании, финансировании и материально-техническом обеспечении образовательных учреждений и организаций, которые осуществляют подготовку граждан к военной службе. Так, в целях обеспечения военной подготовки граждан на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования Министерство обороны Российской Федерации безвозмездно обеспечивает военные кафедры вооружением, боеприпасами, военной техникой, автомобильным транспортом, горюче-смазочными материалами, учебной литературой и другим имуществом, необходимым для военного обучения; производит безвозмездный ремонт, монтаж и наладку вооружения, военной техники и автомобильного транспорта военной кафедры (см. п. 11 Положения о военном обучении студентов по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1994 г. N 544 с изм. и доп., внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1162).

2. В п. 2 ст. 21 комментируемого Закона предусмотрен особый порядок отбора граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для исполнения специальных обязанностей военной службы. Установление такого порядка обусловлено тем, что исполнение специальных обязанностей военной службы предполагает повышенную сложность и ответственность задач, возлагаемых на военнослужащих.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 г. N 222 утверждено Положение об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы. Целью Положения является установление единого порядка отбора граждан для исполнения специальных обязанностей военной службы.

3. Специальные обязанности военной службы могут быть предусмотрены во всех составных частях военной организации Российской Федерации: в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах. Ряд случаев, в которых на граждан могут возлагаться специальные обязанности военной службы, прямо указан в п. 4 Положения. 

Так, специальные обязанности военной службы могут быть возложены на граждан в случае прохождения ими военной службы:

а) на особорежимных объектах, включенных в перечень особорежимных объектов Российской Федерации, утверждаемый Правительством Российской Федерации, в особо важных и режимных соединениях и воинских частях, определенных в установленном порядке;

б) в соединениях и воинских частях внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации оперативного назначения и по охране важных государственных объектов и специальных грузов;

в) в войсках и органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации;

г) в войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;

д) в Президентском полку Федеральной службы охраны Российской Федерации;

е) в подразделениях Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

ж) в подразделениях Службы внешней разведки Российской Федерации;

з) в подразделениях Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации.

Специальные обязанности военной службы могут быть возложены на граждан независимо от того, зачислены они на военную службу по призыву или на основе добровольного поступления - по контракту, но при условии, что они прошли отбор, порядок осуществления которого установлен Положением.

4. В зависимости от способа комплектования (способа привлечения граждан на военную службу: 

  • по призыву или в добровольном порядке) отбор граждан для исполнения специальных обязанностей военной службы осуществляется военными комиссариатами (комиссиями военных комиссариатов по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту, военными комиссарами) или призывными комиссиями. 

При этом отбор граждан мужского пола, поступающих на военную службу по контракту, производится лишь из числа тех из них, которые окончили образовательные учреждения высшего профессионального образования (государственные, муниципальные или негосударственные, но имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).

Кроме того, на военную службу по контракту могут быть отобраны граждане женского пола, не пребывающие в запасе (п. 2 Положения). Такой отбор военными комиссариатами и призывными комиссиями осуществляется из числа лиц:

а) подлежащих призыву на военную службу:

  • не пребывающих в запасе, - на должности солдат, матросов, сержантов и старшин;
  • зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - на должности офицеров;

б) поступающих на военную службу по контракту, - на должности солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов и офицеров;

в) поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования по отдельным специальностям (профилям подготовки).

5. Отбор граждан на военную службу в целом, в том числе для исполнения специальных обязанностей, является одним из элементов комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Под отбором граждан для исполнения специальных обязанностей военной службы следует понимать комплекс мероприятий по обеспечению Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов личным составом в количестве, необходимом для исполнения указанных обязанностей, отвечающим требованиям, установленным законом к гражданам, зачисляемым на военную службу, а также требованиям, дополнительно предъявляемым к ним с учетом особого характера обязанностей.

Отбор граждан, призываемых на военную службу, для исполнения специальных обязанностей военной службы производится из числа лиц, которые не освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу и не имеют отсрочки от призыва на военную службу, а также за исключением тех лиц, которые не подлежат призыву на военную службу.

Комплекс мероприятий при отборе граждан для исполнения специальных обязанностей военной службы подразделяется на две составные части. В качестве одного из своих слагаемых он включает мероприятия по определению соответствия граждан, отбираемых для исполнения специальных обязанностей военной службы, медицинским и профессионально-психологическим требованиям, установленным комментируемым Законом ко всем гражданам, зачисляемым на военную службу. Кроме того, с учетом повышенной сложности и ответственности задач, возлагаемых на военнослужащих, исполняющих специальные обязанности военной службы, к гражданам, отбираемым для их исполнения предъявляется ряд дополнительных требований. Отобраны на военную службу для исполнения специальных обязанностей военной службы могут быть лишь граждане, положительно характеризующиеся и имеющие необходимый уровень образования, профессиональной и физической подготовки (п. 3 Положения).

6. Определение соответствия граждан, отбираемых для исполнения специальных обязанностей военной службы, дополнительным требованиям включает, в частности, направление в случаях, предусмотренных Положением, документов указанных граждан на согласование в органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации (с согласия этих граждан). Документы на граждан, отбираемых для исполнения специальных обязанностей военной службы во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (в соединениях и воинских частях оперативного назначения, по охране важных государственных объектов и специальных грузов), кроме того, предварительно направляются в территориальные органы внутренних дел, которые изучают эти документы и осуществляют проверку граждан.

7. Окончательное решение об отборе граждан для исполнения специальных обязанностей военной службы принимают:

а) в отношении лиц, призываемых на военную службу:

  • не пребывающих в запасе, - призывные комиссии районов, городов без районного деления или иных равных им муниципальных (административно-территориальных) образований;
  • зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - военные комиссары районов, городов без районного деления или иных равных им муниципальных (административно-территориальных) образований;

б) в отношении граждан, поступающих на военную службу по контракту, - комиссии военных комиссариатов по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту.

Вся полнота ответственности за принятое решение об отборе граждан для исполнения специальных обязанностей военной службы возлагается на указанные комиссии и военных комиссаров. Они несут ответственность за принятое решение независимо от того, согласовывались документы на этих граждан с органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации или нет (п. 5 Положения).

В решениях призывной комиссии, комиссии военного комиссариата, военного комиссара об отборе граждан для исполнения специальных обязанностей военной службы и в документах воинского учета этих граждан делаются соответствующие записи.

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»