Гражданка проживала в арендованной квартире и не внесла во время оплату за прошедший месяц и получилось что хозяйка совершила преступление.
Владелица зашла в арендованную жиличкой квартиру и взяла ценный ноутбук с обещанием вернуть его после получения платы. Арендатор обратился в полицию с заявлением о краже ноутбука. Было возбуждено уголовное дело, но владелица жилища ноутбук вернула, и стороны примирились.
Через определенное время хозяйка ноутбука подала в суд иск к арендодателю с требованием выплатить компенсацию за моральный вред от несанкционированного проникновения хозяйки в ее жилище и бесправного доступа к ноутбуку.
Суды по месту проживания гражданке в иске отказали, а ВС РФ ее иск удовлетворил.
Суд первой инстанции отказал в иске хозяйке ноутбука, так как нет врачебных доказательств того, что она получила психическую травму. Апелляция поддержала это решение.
Уголовного дела о незаконном проникновении в жилище владелицы квартиры нет, значит и морального ущерба у арендатора тоже нет.
Все отказы по иску гражданка обжаловала в ВС РФ.
ВС РФ на основании статьи 150 ГК и статьи 25 Конституции напомнил о неприкосновенности частной жизни и жилища. Между арендатором и владелицей был заключен договор о найме квартиры, где было указано, что арендодатель может посещать ее 1 раз в месяц и после предупреждения за 24 часа.
ВС РФ посчитал, что владелица жилища нарушила Конституцию и статью 152 ГК — недопустимо без согласия человека нарушать тайну его личной жизни. Ноутбук находился у нее 9 месяцев. Есть решение Пленума ВС о компенсации морального вреда арендатору. ВС обосновал, что ноутбук — переносной ПК и предназначен для личного пользования, а сведения в нем — личная тайна. После этого ВС РФ отменил решения судов первой и второй инстанции.