8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

1. Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

2 - 3. Утратили силу с 15 сентября 2015 года. - Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ.

4. Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.


Комментарии к ст. 441 Гражданского процессуального кодекса


1. В ст. 441 содержится ряд существенных новелл по сравнению со ст. 428 ГПК 1964 г.:

1) теперь обжаловано может быть и бездействие судебного пристава-исполнителя (и иных должностных лиц службы судебных приставов, перечисленных в ст. 441);

2) предусмотрена также возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц службы судебного пристав при исполнении им постановления государственного или иного органа (например, КТС), а не только при исполнении судебных постановлений;

3) учтено, что должностные лица службы судебных приставов состоят в штате самостоятельной службы (см. об этом коммент. ниже), а не при судах;

4) предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов по исполнению судебного или иного постановления (либо отказа на совершение таких действий!) теперь выносится не определение, а решение (см. коммент. к ст. 250, 258) Однако по результатам рассмотрения жалобы на отказах в отводе судебного пристава-исполнителя по-прежнему выносится определение.

2. Новая редакция (с учетом внесенных в нее Законом N 225 от 02.10.07) ст. 441 вступила в силу с 01.02.08. В связи с этим нужно иметь в виду (при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов), что до 01.02.08 несколько иные правила (чем в ст. 441) содержались в ст. 90 Закона N 119, предусматривавшие, в частности, что за действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в десятидневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).

Во всех остальных случаях жалоба на совершение исполнительных действий судебным приставом-исполнителем или отказ в совершении таких действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, подлежали подаче в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя также в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).

Течение этого срока для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия (об отказе в совершении действия), начиналось со дня, когда указанному лицу стало об этом известно.

Нынешняя редакция ст. 441 более тесно увязана с положениями ст. 128 Закона об исполнительном производстве. Тем не менее и после 01.02.08 определенные различия между ними сохранились. Отличия правил ст. 128 Закона об исполнительном производстве от правил ст. 441 состоят в том, что:

а) они охватывают и действия судебного пристава по исполнению исполнительного документа, выданного на основании акта арбитражного суда (в соответствии со ст. 197-206 АПК);

б) в арбитражный суд можно подавать жалобу только:

  • на действия судебного пристава по исполнению исполнительного документа выданного арбитражным судом;
  • на отказ от совершения таких действий;
  • в случаях исполнения требований предъявленных к ИП или ЮЛ, содержащихся в исполнительном документе указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, а также исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является ИП или ЮЛ (и исполнительное производство было возбуждено именно в связи с предпринимательской деятельности должника);
  • в иных случаях прямо предусмотренных в АПК;

в) жалоба может быть подана взыскателем или должником в арбитражный суд по (в районе деятельности которого судебный пристав исполняет свои обязанности). Жалоба должна быть рассмотрена не позднее десяти календарных дней. Отсчет этого срока начинается со следующего дня после дня поступления в суд.

3. Систематический анализ ст. 441 ГПК и ст. 128 Закона об исполнительном производстве показывает, что:

а) во всех иных случаях (прямо не указанных выше, и в ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве) жалобы (упомянутые выше) подаются в суд общей юрисдикции в районе деятельности которого судебный пристав-исполнитель — исполняет свои обязанности;

б) жалобы, указанные в ст. 441 ГПК и ст. 128 Закона об исполнительном производстве, не оплачиваются госпошлиной (см. коммент. к ст. 89-93 ГПК);

в) течение десятидневного срока, указанного в ст. 441 ГПК и ст. 128 Закона об исполнительном производстве, в случае, когда стороны не извещены о времени и месте совершения исполнительного действия (отказа в совершении действия), начинается со следующего дня после того как им стало об этом известно.

В той мере, в какой нормы ст. 128 Закона об исполнительном производстве не соответствуют ст. 441 — применению подлежат нормы ст. 441 (для целей ГПК они имеют приоритет, ст. 4 Вводного закона).

4. Судебные приставы-исполнители и иные должностные лица (упомянутые в ст. 441) в настоящее время входят в состав самостоятельной (т.е. независимой от судебных органов) службы судебных приставов. Действующие Закона об исполнительном производстве и Закон о судебных приставов:

1) устанавливают, что принудительное исполнение (оно производится, поскольку должник не осуществляет добровольное исполнение, см. об этом ниже) судебных постановлений и актов других госорганов возлагается на службу судебных приставов (далее — служба судебных приставов) РФ и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации (далее — службы судебных приставов).

Федеральная служба судебных приставов входит в систему органов Минюста Российской Федерации.

Службу судебных приставов возглавляет главный судебный пристав России. Порядок назначения его на должность (освобождения от должности) определяет Президент РФ.

Службы судебных приставов в субъектах РФ возглавляют главные судебные приставы субъектов РФ.

Полномочия службы судебных приставов, порядок ее организации и деятельности определяются федеральным законом о судебных приставах.

Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных постановлений и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами (далее — подразделения) (ст. 3);

2) закрепляют структуру службы судебных приставов. Федеральная служба судебных приставов образуется в составе Минюста России. Возглавляет ее заместитель министра юстиции Российской Федерации — главный судебный пристав Российской Федерации. Минюст РФ осуществляет координацию и контроль деятельности Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

В службу судебных приставов входят:

  • департамент судебных приставов Минюста России, возглавляемый заместителем главного судебного пристава Российской Федерации;
  • служба судебных приставов Управления военных судов Минюста России (далее — Управление военных судов), возглавляемая заместителем начальника Управления военных судов — главным военным судебным приставом;
  • службы судебных приставов субъектов РФ (далее — службы судебных приставов), возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов РФ — главными судебными приставами субъектов РФ;
  • районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей, возглавляемые старшими судебными приставами.

Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ определяется Законом о судебных приставов с учетом особенностей, установленных федеральными конституционными законами об этих высших судебных органах. Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатное расписание утверждаются Президентом РФ

5. Исполняя постановления судов и иные исполнительные документы, судебный пристав должен руководствоваться правилами:

а) ст. 12 Закона о судебных приставах, которая устанавливает, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

  • принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
  • предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
  • рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняет сроки и порядок их обжалования;
  • обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

  • получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
  • проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
  • давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
  • входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
  • арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
  • налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
  • использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника — помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
  • в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
  • объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
  • вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
  • совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.

б) ст. 5, 21, 30, 31 Закона об исполнительном производстве, которые, в частности предусматривают, что основанием применения мер принудительного исполнения являются:

  • предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа;
  • принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;
  • истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.

6. Для правильного применения упомянутых выше норм федеральных законов необходимо также иметь в виду, что:

а) в настоящее время руководство и контроль за деятельностью судебных приставов-исполнителей осуществляют Минюст России и органы юстиции субъектов России (через службы судебных приставов), см. выше;

б) тем не менее за судом сохраняется функция осуществления контроля за правильным и своевременным решением исполнением судебных решений, ибо он:

  • в ряде случаев вправе обратить решение суда к немедленному исполнению, а в ряде случаев обязан это сделать (см. коммент. к ст. 211, 212 ГПК);
  • вправе обеспечивать исполнение решения (см. коммент. к ст. 213 ГПК);
  • решает вопрос о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительных документов к исполнению (см. коммент. к ст. 432 ГПК);
  • участвуют в решении вопроса об отводе судебного пристава-исполнителя (см. коммент. к ст. 437 ГПК);
  • разъясняет постановление суда по просьбе судебного пристава-исполнителя (см. коммент. к ст. 433 ГПК);
  • разрешает вопросы, связанные с отсрочкой или рассрочкой исполнения решения, а также изменением способа и порядка его исполнения (см. коммент. к ст. 434 ГПК).

Безусловно, во всех упомянутых выше случаях судебный контроль за деятельностью упомянутых лиц в той или иной степени осуществляется;

в) организационное и методическое руководство их деятельности осуществляют:

  • Минюст России — через главного судебного пристава России (последний направляет и организует службу судебных приставов, см. об этом выше);
  • в субъектах России — через главных судебных приставов субъектов России и соответствующие службы судебных приставов (ст. 9 Закона о судебных приставах).

7. Наряду с судебными приставами (которые относятся к органам принудительного исполнения), требования судебных постановлений и актов других органов исполняют органы и лица, указанные:

а) в ст. 7, 9 Закона об исполнительном производстве, которая устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных постановлений и актов других органов могут исполняться и другими органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы, организации и лица, указанные выше, не являются органами принудительного исполнения, поэтому правила ст. 441 на них не распространяются;

б) в ст. 8, 70-72 Закона об исполнительном производстве, предусматривающие в частности, что исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных постановлений и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения.

Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

Неисполнение указанных выше требований является основанием для наложения судом общей юрисдикции на банк или иную кредитную организацию штрафа в порядке и размере, определенных федеральным законом. Тем не менее и в этих случаях правила ст. 441 не подлежат применению.

8. В соответствии с ч. 1 ст. 441 обжаловать можно действия (бездействие) судебного исполнителя-пристава по исполнению судебных и иных постановлений, а равно на отказ в их совершении. При этом и ГПК, и Закон об исполнительном производстве исходят из того, что должник прежде всего добровольно исполняет соответствующий исполнительный документ. Тем не менее и в этих случаях судебный пристав-исполнитель должен совершить определенные действия. Так, в соответствии с:

1) п. 11-14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, что судебный пристав-исполнитель:

а) устанавливает срок для добровольного исполнения требовании любого исполнительного документа (а не только решений, как это было сказано в ст. 356 ГПК 1964 г.) в своем постановлении. Указанный срок:

  • не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства (судебный пристав в трехдневный срок, со дня поступления к нему исполнительного документа возбуждает исполнительное производство, п. 2 ст. 9 Закона об исполнительном производстве);
  • исчисляется в календарных днях (т.е. учету подлежат и нерабочие дни), начиная со следующего (после дня возбуждения исполнительного производства) дня;

б) уведомляет (в этом же постановлении) должника о том, что если последний добровольно не исполнит требования исполнительного документа, то по истечении указанного срока они будут исполнены принудительно и, кроме того, с должника взыщут исполнительский сбор и расходы по совершению исполнительных действий.

2) п. 17 ст. 30 Закона об исполнительном производстве копия постановления о возбуждении исполнительного производства (с предложением о добровольном исполнении исполнительных документов) не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, суд, иной орган, выдавший исполнительный документ;

3) ст. 80 Закона об исполнительном производстве в целях обеспечения исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя (а не самостоятельно) судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в постановлении, либо выносится отдельное постановление.

Все эти действия (либо бездействие при их совершении) судебного пристава-исполнителя могут быть обжалованы в соответствии со ст. 441. О судебной практике см.: БВС, 2000, N 5, с. 15. О практике КС, связанной с ст. 441 см. его определение от 03.10.06 N 443-о.

9. В суд можно обжаловать и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по применению мер по принудительному исполнению. 

Основаниями применения мер принудительного исполнения являются:

  1. предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа;
  2. принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;
  3. истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения (ст. 68 Закона об исполнительном производстве).

Мерами принудительного исполнения, в частности, являются:

а) обращение взыскания на имущество должника (в т.ч. на деньги, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. находящееся у третьих лиц) путем наложения ареста на имущество и его реализации;

б) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды периодических выплат в пользу должника в силу трудовых, гражданско-правовых и социальных правоотношений с его участием;

в) обращение взыскания на имущественные права должника в т.ч. на право получения платежей по исполнительному производству, по найму, аренде, на иные денежные средства, на исключительные права, на права требования по договорам об отчуждении или использовании прав на результаты интеллектуальной деятельности, на иное имущество должника (даже находящиеся у других лиц, либо предоставленное им;

г) изъятие у должника и передача взыскателю определенных видов имущества (вещей, книг, автомобилей иных предметов, указанных в исполнительном документе, наложение ареста на его имущество; принудительное вселение взыскателя (либо выселение должника) в жилое помещение;освобождение нежилого помещения, иные меры предусмотренные в ст. 68 Закона об исполнительном производстве.

10. Рассматривая жалобу на действия судебного пристава-исполнителя, связанные с обращением взыскания имущества, суд должен учитывать, что в соответствии со ст. 69-88 Закона об исполнительном производстве обращение взыскания на имущество должника состоит из его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. При этом:

а) взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях.

Наличные денежные средства, обнаруженные у должника, изымаются.

При наличии сведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на них налагается арест.

Если сведений о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов.

Налоговые органы обязаны в трехдневный срок представить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию.

Такая же информация может быть представлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.

При отсутствии у должника денежных средств в рублях, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на денежные средства должника в иностранной валюте;

б) при отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии со ст. 446 (см. коммент.) не может быть обращено взыскание.

Должник вправе указать те виды имущества или предметы, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем;

в) взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства и иные ценности, находящиеся в наличности либо на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, обращается в том размере и объеме, которые необходимы для исполнения исполнительного документа с учетом взыскания исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

11. Определенные особенности имеет процедура взыскания:

а) средств в иностранной валюте. Суд должен (рассматривая жалобу) учитывать, что обнаруженные и изъятые у должника денежные средства в иностранной валюте судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня после дня изъятия сдает для продажи в банк или иную кредитную организацию, которые пользуются правом продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

При аресте денежных средств должника в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банке или иной кредитной организации, которые пользуются правом продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель своим постановлением обязывает этот банк или иную кредитную организацию осуществить продажу иностранной валюты в размере, указанном выше.

В случае если такие денежные средства находятся на счетах и во вкладах или на хранении в банке или иной кредитной организации, которые не пользуются правом продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель обязывает их перевести денежные средства должника в иностранной валюте в банк или иную кредитную организацию, которые пользуются этим правом.

Банк или иная кредитная организация выполняют постановления судебного пристава-исполнителя в семидневный срок со дня их поступления.

Если взыскателем является гражданин, пожелавший лично получить взысканную по исполнительному документу сумму, она перечисляется на депозитный счет подразделения судебных приставов-исполнителей.

б) налогов и сборов, а также пени за счет имущества налогоплательщика — физического лица. Они изложены в ст. 48 НК, которая устанавливает, что в случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом или налоговым агентом — физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица подается в арбитражный суд (в отношении имущества физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) или в суд общей юрисдикции (в отношении имущества физического лица, не имеющего статуса индивидуального предпринимателя).

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

К исковому заявлению о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица может прилагаться ходатайство налогового органа (таможенного органа) о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

Рассмотрение дел по искам о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица производится в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации или гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица производится последовательно в отношении:

  • денежных средств на счетах в банке;
  • наличных денежных средств;
  • имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
  • готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
  • сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
  • имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
  • другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица обязанность по уплате налога считается исполненной с момента его реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм. С момента наложения ареста на имущество и до перечисления вырученных сумм в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) пени за несвоевременное перечисление налогов не начисляются.

Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица, реализуемое в порядке исполнения решения суда о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица.

12. О таких действиях судебного пристава-исполнителя, как обращение взыскания на имущество должника путем ареста на имущество и его реализации (которые также могут быть обжалованы в соответствии со ст. 441), см. коммент. к ст. 436. При этом в соответствии. с ст. 87 Закона об исполнительном производстве реализация арестованного имущества, за исключением имущества, изъятого по закону из оборота, независимо от основания ареста и видов имущества осуществляется путем его продажи в двухмесячный срок со дня наложения ареста, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Продажа имущества должника, за исключением недвижимого имущества, осуществляется специализированной организацией на комиссионных и иных договорных началах, предусмотренных федеральным законом.

Продажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Если имущество не будет реализовано в месячный срок, судебный пристав выносит постановление о снижении цены на 15%. Если оно не было реализовано в течение месяца после снижения цены взыскателю предоставляется право оставить это имущество за собой. В случае отказа взыскателя от имущества оно возвращается должнику.

Нужно иметь в виду, что Закон об исполнительном производстве установил определенные особенности действий судебного пристава-исполнителя, принимаемых им постановлений, сроков их совершения — исполнителя при:

  • реализации имущества на торгах (ст. 89-83);
  • обращении взыскания на имущество организации (94-97);
  • обращении взыскания на зарплату и иные доходы должника (ст. 98-102);
  • в ряде других случаев (ст. 103-109).

Все эти действия (или допущенное им бездействие) судебного пристава-исполнителя (и принимаемые при этом постановления) — могут быть оспорены в суде.

13. Как отмечалось выше оспорены (в судебном порядке) могут быть и такие действия судебного пристава-исполнителя, как действия по обращению взыскания на заработную плату. При этом:

1) в соответствии со ст. 98-102 Закона об исполнительном производстве взыскание на заработную плату и иные виды доходов должника — гражданина обращается при исполнении решений о взыскании периодических платежей взыскании суммы а также суммы не превышающей 10000 рублей, при отсутствии у должника денежных средств и иного имущества или недостаточности имущества для полного погашения взыскиваемых сумм;

а) зарплата (упомянутая выше) выплачивается должнику его работодателем, т.е. лицом (ЮЛ, а также гражданином), с которым должник состоит в трудовых отношениях;

б) к числу иных доходов относятся, в частности:

  • доходы от осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (ст. 23-25 ГК РФ);
  • дивиденды на акции, доходы от участия в уставном капитале хозяйственных обществ, в складочном капитале хозяйственных товариществ, от участия в деятельности производственного кооператива;
  • доходы в виде вознаграждения за работы, выполненные по договору подряда, за оказание услуг (например, по договорам возмездного оказания услуг, перевозки, хранения, комиссии), за исполнение функций доверительного управляющего, агента и т.п. гражданско-правовых сделок;
  • стипендии, пенсии, пособия по социальному страхованию;
  • вознаграждения, получаемые автором за использование авторского права, а также права на открытие, изобретение, рацпредложение, полезную модель, промышленный образец;

в) к периодическим платежам (упомянутым выше) относятся, например:

  • алиментные платежи;
  • платежи основанием которых служат социальные правоотношения;
  • платежи по договору ренты (ст. 583-605 ГК РФ);
  • платежи по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина (ст. 1084-1087, 1092 ГК РФ);
  • платежи, связанные со смертью кормильца (ст. 1088-1090 ГК РФ);
  • иные платежи по трудовым, гражданско-правовым договорам;

2) условиями обращения взыскания на зарплату и иные доходы должника являются:

  • отсутствие у должника иного имущества, на которое можно обратить взыскание для полного погашения взыскиваемых сумм;
  • недостаточность упомянутого имущества.

14. Говоря об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя по обращению взысканий на зарплату, нужно учитывать правила ст. 99 Закона об исполнительном производстве о том, что при исполнении исполнительного документа с должника может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и иных доходов, периодических платежей в пользу граждан (в т.ч. и авторских вознаграждений) и выдач до полного погашения взыскиваемых сумм (требований содержащихся в исполнительном документе).

При удержании из заработной платы (и иных перечисленных выше платежей в пользу гражданина) по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50 процентов заработка. Таким образом специфика норм ст. 99 Закона об исполнительном производстве состоит в том, что:

а) они предписывают продолжить исполнение исполнительного документа до полного погашения взыскиваемых сумм (хотя после каждого случая удержания должнику должно быть выплачено не менее 50 процентов зарплаты (иных доходов);

б) они имеют в виду 50 процентов от всех доходов должника — граждан (перечисленных выше), т.е. заработной платы, доходов от участия в коммерческой организации, от авторских вознаграждений, от выплаты дивидендов, выплаты премий и т.д.;

в) ограничения размера удержаний, упомянутых выше, не применяются, если взыскиваются:

  • алименты. Однако речь идет лишь об алиментах на несовершеннолетних детей (ст. 80-83 СК). При этом следует учесть, что Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производятся удержания алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 (оно применяется в части не противоречащей ст. 102 Закона об исполнительном производстве);
  • суммы возмещения вреда, причиненного здоровью гражданина (оно осуществляется в соответствии со ст. 1084-1087 ГК РФ);
  • суммы возмещения вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца (они выплачиваются в соответствии со ст. 1088-1092). См. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к ГК РФ. 4-е изд. М.: Экзамен, 2006;
  • суммы возмещения вреда, причиненного преступлением.

Общий размер всех удержаний из зарплаты и иных доходов должника, даже в случаях, указанных в ст. 99 Закона об исполнительном производстве, не может превышать 70 процентов;

г) они распространяются также на обращение взыскания на суммы:

  • стипендии студентам и учащимся;
  • пенсии (по возрасту, по инвалидности, по выслуге лет и др.). При этом необходимо руководствоваться именно правилами ст. 98-102 Закона об исполнительном производстве, а не нормами законодательства о пенсиях;
  • вознаграждения за использование авторского права и исключительных прав на объекты интеллектуальной деятельности.

15. В суд можно обжаловать и отказ судебного пристава-исполнителя на совершение исполнительных действий, например, на отказ от обращения взыскания на некоторые денежные суммы граждан. При рассмотрении таких жалоб суды должны руководствоваться правилами ст. 101 Закона об исполнительном производстве. Последние:

а) включают в число доходов (выплачиваемых в виде денежных сумм), на которые не может быть обращено взыскание:

  • доходы в возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина (в соответствии со ст. 1084-1087 ГК РФ);
  • доходы в возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца (в соответствии со ст. 1088, 1089);
  • суммы, выплачиваемые лицам, получившим увечья, ранения, травмы, контузии при исполнении воинских либо иных служебных обязанностей, а также членам их семей в случае гибели (смерти) этих лиц (в порядке и размерах, установленных действующим законодательством);
  • иные суммы, указанные ст. 102 Закона об исполнительном производстве;

б) включают в число таких доходов в частности и:

  • суммы алиментов, пенсий, детских пособий. Однако на суммы выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемых в соответствии со ст. 127, 178 ТК — взыскание может быть обращено;
  • суммы компенсационных выплат в связи с командировкой, переводом, приемом на работу в другую местность, использованием своего инструмента (ст. 167, 182, 188 ТК), иных компенсаций, предусмотренных законодательством (например, выплат донорам, выплат, связанных с исполнением государственных или общественных обязанностей);
  • суммы материнского капитала.

Однако суммы премий, носящих единовременный характер (да и других премий, ибо последние включаются в состав среднего заработка, и на них обращается взыскание в общеустановленном порядке);

в) уточняют перечень государственных пособий многодетным матерям, одинокой матери или отцу, связанных с рождением и воспитанием детей, и т.д. В ст. 101 Закона об исполнительном производстве четко определен перечень этих пособий.

Необходимо также обратить внимание на ряд частных моментов:

  • хотя в п. 14 ч. 1 ст. 101 Закона об исполнительном производстве говорится о том, что взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые организацией, следует учесть, что аналогично решается вопрос и в случаях, когда такие суммы выплачиваются иными лицами, например индивидуальными предпринимателями, госорганами;
  • выплаты, указанные в ст. 101 Закона об исполнительном производстве, перечислены не исчерпывающим образом: закон учитывает, что их состав может в будущем изменяться, поэтому необходимо каждый раз исходить из действующего (на момент взыскания) перечня упомянутых выплат;
  • взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые по алиментным обязательствам, однако сами алименты и задолженность по ним выплачиваются в порядке, установленном в СК (ч. 2 ст. 101, ст. 102 Закона об исполнительном производстве).

16. Жалоба (упомянутая в ст. 441):

1) может быть подана только в суд, в районе деятельности которого судебный пристав-исполнитель исполняет свои обязанности. Это место следует отличать от места совершения действий по исполнению исполнительного листа. Для правильного определения «места совершения действий» судебного пристава-исполнителя нужно учитывать правила ст. 14, 30, 33, 47 Закона об исполнительном производстве, которые, в частности, устанавливают, что:

а) если должником является физическое лицо (далее — гражданин), то исполнительные действия совершаются судебным приставом-исполнителем по месту его жительства, месту его работы или месту нахождения его имущества.

Если должником является юридическое лицо (далее — организация), то исполнительные действия совершаются по месту ее нахождения (по месту ее юридического адреса) или месту нахождения ее имущества либо по юридическому адресу филиала, представительства организации.

В случае отсутствия сведений о местонахождении (месте жительства, пребывания) должника, его имущества, местонахождения ребенка — исполнительные действия исполняются (и меры принудительного исполнения применяются) судебным приставом-исполнителем по последнему местонахождению (месту жительству, пребывания) должника или по месту жительства взыскателя (до установления местонахождения должника и его имущества, после чего исполнительное производство осуществляется в соответствии с правилами ч. 5 и 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве);

б) исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия, осуществляется по месту совершения этих действий;

в) при необходимости совершить отдельные исполнительные действия (применения отдельных мер принудительного исполнения) на территории на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя (например, если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства (нахождения) должника, место его работы либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание по прежнему месту нахождения, отсутствует или его недостаточно для удовлетворения требований взыскателя) судебный пристав-исполнитель вправе поручить их совершение другому судебному приставу-исполнителю (приняв об этом постановление, которое утверждается старшим судебным приставом и затем (вместе с исполнительным документом) направляется соответствующему судебному приставу-исполнителю, например, по новому месту жительства должника, месту его работы, месту его нахождения либо по новому месту нахождения имущества должника). Об этом извещаются взыскателя, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. В случаях прямо предусмотренных в ст. 33, 47 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель вправе составить и АКТ об окончании исполнительного производства. На время выполнения указанного поручения — исполнительное производство — может быть приостановлено;

г) судебный пристав-исполнитель может совершать исполнительные действия на территории, на которую не распространяются его функции, если в процессе исполнения исполнительного документа возникла такая необходимость.

До 01.02.08 было установлено, что в этом случае судебный пристав-исполнитель, составив акт, направляется на указанную территорию. В течение суток по прибытии он уведомляет о необходимости совершения исполнительных действий на данной территории соответствующую службу судебных приставов, которая либо оказывает содействие прибывшему судебному приставу-исполнителю, либо отказывает ему в этом и поручает дальнейшее исполнение исполнительного документа судебному приставу-исполнителю, действующему на данной территории. В случае отказа прибывший судебный пристав-исполнитель обязан передать исполнительный документ в службу судебных приставов по месту дальнейшего совершения исполнительных действий с извещением об этом взыскателя, суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ.

После 01.02.08 (в связи с вступлением в силу Закона N 225 от 02.10.07) в ч. 11-13 ст. 33 Закона об исполнительном производстве) установлено, что по исполнительному производству, переданному из одного подразделения службы судебных приставов в другое — судебный пристав-исполнитель вправе совершить исполнительные действия на территории на которую не распространяются его полномочия. Это возможно в пределах всей РФ — по согласованию с главным судебным приставом РФ (о чем извещаются соответствующие главные судебные приставы субъектов РФ); в пределах одного субъекта РФ — по согласованию с главным судебным приставом субъекта РФ, о чем извещаются старшие судебные приставы соответствующих подразделений.

Если судебный пристав-исполнитель получил разрешение на совершение исполнительных действий на территории не которую не распространяются его полномочия, то на данной территории старший судебный пристав оказывает содействие судебному приставу-исполнителю в исполнении исполнительного документа. Споры о месте совершения исполнительных действий — не допускаются;

2) может быть подана как должником, так и взыскателем. При этом жалоба должна соответствовать общим требованиям ст. 247 ГПК (см. коммент. к ней), т.е. должна быть изложена в письменном заявлении, подаваемом в суд, в котором должны содержаться сведения, перечисленные в ст. 247;

3) подается в течение десяти календарных дней (этот срок исчисляется по общим правилам ст. 107, 108 ГПК, см. коммент. к ним), отсчитываемых со следующего дня после дня, когда взыскателю (должнику), не извещенному о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало об этом известно. При этом:

а) не играет роли то, каким образом стало известно об этом;

б) время совершения действий судебного пристава-исполнителя подчиняется правилам ст. 35 Закона об исполнительном производстве о том, что исполнительные действия совершаются в рабочие дни с 6 часов до 22 часов по местному времени. Конкретное время совершения исполнительных действий определяется судебным приставом-исполнителем. Стороны, участвующие в исполнительном производстве (далее также — стороны), вправе предложить удобное для них время совершения исполнительных действий.

В нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, совершение исполнительных действий допускается только в случаях, не терпящих отлагательства, или в случаях, когда по вине должника их совершение в другие дни невозможно.

В частности совершение исполнительных действий в нерабочие дни, а также с 22 часов до 6 часов по местному времени допускается только в случаях, создающих угрозу жизни и здоровью граждан взыскание обращено на имущество подверженное быстрой порче в иных случаях перечисленных в п. 1-4 ч. 3 ст. 35 Закона об исполнительном производстве.

Для совершения исполнительных действий в случаях, предусмотренных выше, судебный пристав-исполнитель должен получить письменное разрешение старшего судебного пристава;

4) рассматривается судом в судебном заседании. При этом:

а) взыскатель, должник, сам судебный пристав-исполнитель извещаются о времени и месте судебного заседания по общим правилам ст. 113-117 ГПК (см. коммент. к ним);

б) неявка упомянутых лиц (если они были надлежащим образом извещены) в судебное заседание не препятствует к разрешению жалобы;

в) судебное заседание проводится в соответствии с общими правилами (см. об этом коммент. к ст. 155-166 ГПК).

17. По результатам рассмотрения заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов суд принимает решение. 

При этом упомянутое решение:

1) выносится в совещательной комнате с соблюдением правил ст. 15, 194, 195 ГПК (см. коммент. к ним);

2) излагается по правилам ст. 197 ГПК (см. коммент. к ней);

3) должно по своему содержанию соответствовать требованиям ст. 198, 199 ГПК (см. коммент. к ним);

4) объявляются после принятия и подписания по правилам ст. 193 ГПК (см. коммент. к ней);

5) может быть разъяснено судом (см. коммент. к ст. 202 ГПК);

6) вступает в законную силу по общим правилам ст. 209-212 ГПК (см. коммент. к ним);

7) высылается лицам, участвующим в деле (в т.ч. взыскателю, должнику, судебному приставу-исполнителю), по правилам ст. 214 (см. коммент.);

8) может быть обжаловано в суд кассационной (см. об этом коммент. к ст. 336-348 ГПК) или надзорной инстанции (см. коммент. к ст. 376-380 ГПК).

18. В соответствии с ч. 3 ст. 441 в судебном порядке может быть обжалован и отказ в отводе судебного пристава-исполнителя (этот отказ оформляется постановлением старшего судебного пристава, см. об этом коммент. к ст. 437 ГПК). 

При этом жалоба:

  1. излагается в письменном заявлении, поданном в суд по месту исполнения судебным приставом-исполнителем своих обязанностей (а не по «месту совершения действий по исполнению судебного (иного) постановления» — см. о различиях между этими местами выше);
  2. рассматривается в судебном заседании. О месте и времени судебного заседания судья обязан известить (по правилам ст. 113-117 ГПК) взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя. Если последние были надлежащим образом извещены, то их неявка не является препятствием к рассмотрению жалобы (заявления);
  3. разрешается судом по общим правилам ст. 155-166, с учетом особенностей предусмотренных в ст. 245-250, 254-258 ГПК. По результатам рассмотрения заявления с жалобой суд выносит определение. Последнее:

а) по своему содержанию должно соответствовать общим требованиям (см., например, коммент. к ст. 224, 225 ГПК);

б) направляется должнику, взыскателю, судебному приставу-исполнителю — по правилам ст. 227 ГПК (см. коммент.);

в) может быть обжаловано (см. об этом, например, коммент. к ст. 371-373 ГПК).

Об ответственности судебного пристава-исполнителя при нарушении прав и законных интересов граждан и организаций при исполнении судебного или иного постановления см. коммент. к ст. 442. Об обжаловании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в районном суде см. Инструкцию N 36. О судебной практике см. п. 2 Обзора от 03.06.09.

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»