8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

1. Исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

2. При отказе взыскателя от взыскания и при заключении между взыскателем и должником мирового соглашения применяются правила, предусмотренные статьей 173, главой 14.1 настоящего Кодекса.

3. В случае прекращения исполнительного производства все назначенные меры по исполнению отменяются судебным приставом-исполнителем. Прекращенное исполнительное производство не может быть возбуждено вновь.


Комментарии к ст. 439 Гражданского процессуального кодекса


1 Новая редакция ст. 439 введена Законом N 225 от 02.10.07 и вступила в силу с 01.02.08. Она предписывает суду прекращать исполнительное производство в соответствии с положениями ст. 43-45 Закона об исполнительном производстве. 

Они в частности устанавливают, что исполнительное производство прекращается судом в случаях:

  1. смерти гражданина (должника или взыскателя) объявление его умершим, безвестно отсутствующим (при отсутствии правопреемства или возможности назначения доверительного управления);
  2. утраты возможности исполнения исполнительного документа;
  3. отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника;
  4. в иных случаях предусмотренных федеральными законами.

Прекращение (и приостановление!) исполнительного производства производится арбитражным судом лишь в случаях указанных в ч. 1 и 2 ст. 45 Закона об исполнительном производстве (например, если должником является ЮЛ или ИП). В остальных случаях приостановление и прекращение исполнительного производства производится судом общей юрисдикции в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель. Судебный акт о приостановлении или прекращении исполнения исполнительного документа — подлежит немедленному исполнению с момента его получения судебным приставом-исполнителем. См. также комментарий к ст. 440, 441. О том, что исполнительное производство по делам о предоставлении социальных льгот, основанных на федеральном законе от 20.06.96 N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» см. п. 7 Обзора от 07.03.07.

2. В ходе пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, необходимо учитывать также законодательство, действовавшее до 01.02.08. При этом важно обратить внимание на то, что в отличие от ст. 364 ГПК 1964 г. в комментируемой статье (в т.ч. и в редакции действовавшей до 01.02.08 и в новой редакции):

а) в качестве оснований для прекращения исполнительного производства предусмотрены также:

  • признание безвестно отсутствующим или объявление умершим взыскателя (должника) (см. об этом коммент. к ст. 276-280), если установленные судебным постановлениям требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику умершего или объявленного умершим лица либо к управляющему имуществом безвестно отсутствующего лица;
  • недостаточность имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований взыскателя: это вытекает из правил ст. 64, 419 ГК РФ (см. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой ГК РФ. 4-е изд., М.: Экзамен, 2006);
  • отказ взыскателя от получения предметов, изъятых у должника (при передаче их взыскателю в соответствии с правилами Закона об исполнительном производстве);
  • отмена акта, который в силу закона является исполнительным документом (например, удостоверения, выдаваемого КТС, ст. 389 ТК). См. об этом ниже;

б) не содержатся правила о последствиях такого прекращения. Однако такие последствия указаны в ст. 44 Закона об исполнительном производстве, устанавливающего, что после вступления определения суда о прекращении исполнительного производства в законную силу судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению. До 01.02.08 указанное определение и исполнительный документ, в котором судебный пристав-исполнитель должен был произвести соответствующие отметки, возвращались в суд или другой орган, выдавший этот документ. После 01.02.08 — в суд передается копия постановления о прекращении исполнительного производства, а сам исполнительный документ — остается в материалах исполнительного производства (см. об этом ниже).

Следует обратить внимание на то, что и ст. 45 Закона об исполнительном производстве не устанавливает правила о возобновлении прекращенного ранее исполнительного производства. А это означает, что она в полной мере соответствует ст. 439 (в редакции действующей после 01.02.08). Таким образом, прекращенное исполнительное производство (в отличие от приостановленного) возобновлению не подлежит.

С другой стороны, до 01.02.08 имели место расхождения между ст. 439 (в редакции до 01.02.08) и ст. 23 Закона N 119. Последняя устанавливала, что исполнительное производство прекращается в случаях:

  • принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
  • утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
  • смерти взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом или актом другого органа требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику или управляющему имуществом безвестно отсутствующего;
  • недостаточности имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований взыскателя;
  • истечения установленного законом срока для данного вида взыскания;
  • отмены судебного постановления или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа, который в силу закона является исполнительным документом;
  • отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю.

В связи с этим до 01.02.08 необходимо было руководствоваться ст. 439 ГПК (и это обстоятельство нельзя игнорировать при пересмотре судебных актов).

3. Анализ правил ст. 439 и ст. 43 Закона об исполнительном производстве также показывает, что:

а) после 01.02.08 исполнительное производство прекращается не судом, а судебным приставом-исполнителем при наличии следующих обстоятельств: отказ от иска и утверждение мирового соглашения между должником и взыскателем (это осуществляется в соответствии с правилами ст. 39, 173, см. коммент. к ним); принятие судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа, отмена судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ; отмена или признание недействительным исполнительного документа, на основании которого было возбуждено исполнительное производство;прекращения (по основаниям и в порядке предусмотренным федеральным законом) исполнения судебного акта (либо акта другого органа, должностного лица) по делу об административном правонарушении;

б) до 01.02.08 в случае прекращения исполнительного производства судебный пристав обязан был направить исполнительный документ в орган, его выдавший с отметкой о прекращении исполнительного производства (отметка удостоверяется подписью судебного пристава, с указанием его Ф.И.О., классного чина, должности и даты учинения отметки). После 01.02.08 (в соответствии ст. 44 Закона об исполнительном производстве) установлено, что судебный пристав-исполнитель обязан направить копию постановления о прекращении исполнительного производства (принятого им) взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющим постановление об установлении для должника ограничений в 3-дневный срок (со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства). Сам же исполнительный документ, по которому прекращено исполнительное производство, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

4. Еще раз обратим внимание, что до 01.02.08 ч. 3 ст. 439 предписывала судебному приставу возвратить (при наличии оснований для прекращения исполнительного производства) сам исполнительный документ (с соответствующей отметкой) в суд или иной орган (выдавший его). При этом возвращение исполнительного документа взыскателю производилось в соответствии со ст. 26 Закона N 119, которая:

а) предусматривала следующие основания для возвращения исполнительного документа взыскателю:

  • если нарушен срок предъявления исполнительного документа к исполнению (см. коммент. к ст. 436);
  • если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа (например, не сообщает свой адрес, не принимает меры к перевозке предметов, подлежащих передаче ему). Налицо частный случай вины кредитора или просрочки кредитора (ст. 404, 406 ГК РФ, см. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой ГК РФ. 4-е изд. М.: Экзамен, 2006);

б) допускала возвращение исполнительного документа и в случае, когда:

  • невозможно установить адрес (т.е. местонахождение) организации-должника;
  • невозможно получить сведения о наличии принадлежащих должнику денежных средств (как в рублях, так и в иностранной валюте, ст. 140, 141 ГК РФ) и иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах, или на хранении в банках либо иных кредитных организациях (см. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй ГК РФ. 4-е изд. М.: Экзамен, 2006);

в) обязывала судебного пристава-исполнителя принять все допустимые законом меры к отысканию имущества и доходов должника. Лишь если такие меры не дали результата, и у должника отсутствует имущество (доходы), на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав вправе возвратить исполнительный документ.

После 01.02.08 процедура возвращения исполнительного документа регулируется положениями ст. 46 Закона об исполнительном производстве. Она устанавливает, что исполнительный документ по которому взыскание не производилось (или произведено частично) возвращается взыскателю:

  1. по заявлению самого взыскателя;
  2. если невозможно исполнить исполнительный документ, обязывающий должника исполнить определенные действия (воздержаться от них) и при этом возможность его исполнения не утрачена;
  3. если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда законом предусмотрен розыск должника или его имущества);
  4. если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые и допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;
  5. если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении;
  6. если взыскатель своими действиями препятствует исполнению.

При наличии последних пяти обстоятельств судебный пристав-исполнитель обязан составить акт об этом (этот акт вместе с исполнительным документом возвращается взыскателю). Кроме того, он выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа (что не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного в ст. 21 Закона об исполнительном производстве).

От возвращения исполнительного документа после возбуждения исполнительного производства, упомянутого выше, следует отличать ситуацию, когда исполнительный документ (и все приложения к нему) возвращается в связи с отказом в возбуждении исполнительного производства (он осуществляется в соответствии с ст. 31 Закона об исполнительном производстве см. об этом подробный коммент. к ст. 428, 432).

5. Систематический анализ ст. 439 ГПК и ст. 45 Закона об исполнительном производстве позволяет также сделать следующие важные выводы:

а) судебный пристав именно обязан (а не только вправе):

  • составить письменный акт о невозможности взыскания (кроме случаев, возвращения исполнительного документа по заявлению взыскателя, когда составление такого акта не обязательно, хотя и не запрещено);
  • направить этот акт на утверждение старшему судебному приставу (п. 2 ст. 46 Закона об исполнительном производстве).

Если срок для исполнения исполнительного документа не истек, возвращенный документ вновь может быть предъявлен к исполнению. При этом не имеет значения причина, по которой исполнительный документ был возвращен взыскателю;

б) до 01.02.08 действовали правила о том, что если взыскатель подал заявление о возращении исполнительного документа либо отказался оставить за собой имущество должника, не проданное при исполнении исполнительного документа, то такая составная часть расходов (которые несет взыскатель), как авансовый взнос, возвращается взыскателю в полном размере. С другой стороны, взыскателю возвращалась лишь часть авансового взноса (в объеме, превышающем реально произведенные судебным приставом расходы по совершению исполнительных действий), если исполнительный документ возвращен по основаниям, указанным в подп. 3 и 4 п. 1 ст. 26 Закона N 119. Новый Закон об исполнительном производстве — не содержит аналогичных положений (данные обстоятельства нужно иметь в виду после 01.02.08).

6. Кроме того, нужно обратить внимание на следующее:

а) в ст. 47 закона об исполнительном производстве предусмотрено, что подлинник исполнительного документа — остается в оконченном исполнительном производстве в случаях фактического исполнения его требований (в т.ч. за счет одного или нескольких солидарных должников при сводном исполнительном производстве); направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей; истечения срока давности исполнения судебного акта (акта другого органа, лица) по делу об административном правонарушении. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа (речь идет именно об исполненном исполнительном документе);

б) исполненный исполнительный документ (либо его копия, с учетом сказанного) возвращается в суд либо в иной орган, который принял акт, на основании которого был выдан этот документ в сроки установленные в ст. 47 Закона об исполнительном производстве;

в) судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возвращении исполнительного документа:

  • которое должно соответствовать требованиям ст. 46, 47 Закона об исполнительном производстве (см. коммент. к ст. 436);
  • лишь в случае, когда исполнительный документ возвращается взыскателю (а не в суд или иной орган, в связи с его исполнением).

Это постановление должно быть утверждено старшим судебным приставом; оно может быть обжаловано в суд не позднее 10 календарных дней, исчисляемых со следующего дня после дня его вынесения.

7. К мерам принудительного исполнения, которые отменяет судебный пристав (упомянутым в ч. 3 ст. 439), относятся:

1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;

2) обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды периодических выплат, получаемых должником;

3) обращение взыскания на имущество должника в т.ч. на денежные средства ценные бумаги и иное имущество должника (даже находящиеся у других лиц);

4) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;

5) обращение взыскания на имущественные права должника

6) иные меры, предпринимаемые в соответствии со ст. 68 Закона об исполнительном производстве и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа (например, наложение ареста на имущество должника, принудительное выселение должника из жилого помещения;принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания должника и его имущества и др.).

Такие «иные меры», во-первых, могут быть предусмотрены лишь в федеральном законе (либо в соответствии с ним), а во-вторых, и для обеспечения не только решений суда, но и других исполнительных документов. Примером таких мер могут служить предусмотренные в ст. 72-77 НК способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов (см. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к НК РФ. Т. 1. М.: Экзамен, 2005).

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»