1. В случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
2. Заявление о разъяснении исполнительного документа рассматривается в судебном заседании в десятидневный срок со дня поступления указанного заявления в суд.
3. Заявление о разъяснении исполнительного документа, содержащего требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, рассматривается в судебном заседании в пятидневный срок со дня поступления указанного заявления в суд.
Комментарии к ст. 433 Гражданского процессуального кодекса
1. Ст. 433 существенно отличается от правил ст. 354 ГПК 1964 г. При этом до 01.02.08:
1) она распространялась на случаи разъяснения любых неясных судебных постановлений (а не только решений суда);
2) она исходила из того, что судебный пристав-исполнитель вправе просить разъяснить не все судебное постановление, а только ту его часть, которая содержит неясные требования;
3) было установлено, что условия и процедура разъяснения судебного постановления аналогичны разъяснению решения суда (см. об этом подробный коммент. к ст. 202 ГПК).
2. После 01.02.08 (в связи с вступлением в силу изменений, внесенных в ст. 433 Законом N 225 от 02.10. 07) установлено, что в случае неясности требования содержащегося в исполнительном документе, а также при неясности способа и порядка его исполнения в суд (принявший судебный акт, например, решение) можно обратиться с письменным заявлением с просьбой разъяснить требования (да и остальное содержание) исполнительного документа, способ и порядок его исполнения. Указанное заявление:
1) может подать не только судебный пристав-исполнитель, но также и взыскатель и должник;
2) должно быть рассмотрено судом (принявшим судебный акт):
- в судебном заседании (а не в «рабочем порядке» не при личной встрече с заявителем);
- в течение 10 дней, отсчитываемых со следующего дня после даты поступления заявления в суд.
3. Несколько иные правила (чем в ст. 433) содержатся в ст. 32 Закона об исполнительном производстве, которые устанавливают, что в случае неясности положений (а не только требований), содержащихся в исполнительном документе, способа и порядка его исполнения судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении соответствующего судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан этот исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом.
Суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, рассматривает заявление судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня его поступления и при необходимости дает разъяснение принятого им судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, не меняя их содержания.
В связи с отмеченными различиями (для целей ГПК) применению подлежат правила ст. 433 (это вытекает из ст. 4 Вводного закона).
4. Характеризуя ст. 433, нужно также учитывать, что:
1) в ней установлены условия, необходимые для разъяснения судебного постановления:
а) судебный пристав-исполнитель (иной заявитель) вправе обратиться за разъяснением не самого соответствующего судебного акта (как это предусматривалось до 01.02.08), а именно исполнительного документа если налицо неясность: требований, содержащихся в исполнительных документах; (даже если эта неясность связана с содержанием судебного постановления (в части этого требования), на основании которого выдан исполнительный документ);
б) заявитель обращается за упомянутыми разъяснениями путем подачи письменного заявления в любое время, когда в этом возникает необходимость;
2) систематическое толкование ст. 202, 433 ГПК и норм Закона об исполнительном производстве показывает, что:
а) заявление судебного пристава-исполнителя рассматривается в течение десяти календарных дней, начиная со следующего (после дня поступления заявления) дня;
б) суд (иной орган) дает разъяснение:
- принятого им решения либо иного судебного акта (например, приговора, определения, постановления, судебного приказа, см. коммент. к ст. 428, 432);
- иного (т.е. не относящегося к числу судебных постановлений) акта, послужившего основанием для выдачи исполнительного документа (см. коммент. к ст. 428);
- документа, который в силу закона является исполнительным (например, удостоверение, выданное КТС);
- содержание самого исполнительного документа;
в) суд вправе разъяснит и судебный акт (если сочтет это необходимым). При этом решение суда разъясняется судом общей юрисдикции после рассмотрения вопроса об этом в судебном заседании по правилам ст. 202 (см. коммент. к ней);
г) на определение суда по вопросу о разъяснении решения, приговора, судебного приказа, постановления, определения может быть подана частная жалоба (см. коммент. к ст. 331-333, 371-373 ГПК);
д) определение арбитражного суда (других органов) по данному вопросу также может быть обжаловано;
е) при разъяснении судебного постановления, акта иного органа, документа, имеющего силу исполнительного документа, а также самого исполнительного документа недопустимо изменять, дополнять и т.п. указанные документы (это противоречило бы, например, правилам ст. 202).
4. В связи с тем, что в ГПК нет статьи, аналогичной ст. 342 ГПК 1964 г. («содержание исполнительного листа»), в практике до 01.02.08 часто возникал вопрос: вправе ли судебный пристав-исполнитель обратиться суд с просьбой о разъяснении исполнительного листа? Для правильного ответа на этот вопрос нужно учитывать ряд обстоятельств:
1) в соответствии со ст. 13 Закона об исполнительном производстве содержание исполнительного документа должно отвечать определенным требованиям. В нем должны быть в частности указаны:
а) наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ;
б) дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;
в) дата принятия судебного постановления или акта другого органа, подлежащего исполнению;
г) наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;
д) резолютивная часть судебного постановления или постановления другого органа;
е) дата вступления в силу судебного постановления или постановления другого органа;
ж) дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.
Исполнительный документ, выданный на основании судебного постановления, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.
Исполнительный документ, выданный на основании постановления другого органа, подписывается должностным лицом этого органа, а в установленных федеральным законом случаях — лицом, выписавшим исполнительный документ. Исполнительный документ заверяется печатью органа или лица, его выдавшего;
2) содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов определяется ст. 127 ГПК и Семейным кодексом Российской Федерации. Эти акты подписываются лицами, принявшими или удостоверившими их, и заверяются печатью;
3) последствия нарушения требований, предъявляемых к исполнительным документам, установлены в ст. 13, 31 Закона об исполнительном производстве, которая, в частности, устанавливает, что:
- судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства (а до 01.02.08 — он возвращал исполнительный документ взыскателю) в трехдневный срок со дня его поступления, если он направлен в соответствующее подразделение с нарушением срока предъявления его к исполнению, либо в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, в случае несоответствия его требованиям, указанным выше.
Судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня после дня вынесения упомянутого постановления направляет его копию взыскателю, в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ.
В постановлении указывается, по какому основанию отказано в возбуждении исполнительного производства, мотивы такого отказа (а до 01.02.08 в постановлении о возвращении исполнительного документа нужно было установить срок для устранения допущенных нарушений, если основанием возвращения явилось невыполнение требований, предусмотренных нормами Закона об исполнительном производстве).
4) до 01.02.08 устанавливалось, что в случае устранения допущенных нарушений в установленный срок исполнительный документ считается поступившим в день первоначального поступления судебному приставу-исполнителю. После 01.02.08 установлено иное правило: устранение несоответствия требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве — не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа к исполнению.
В ходе пересмотра судебных актов следует иметь в виду, что до 01.02.08 нарушение срока, установленного для устранения допущенных нарушений, не препятствовало вторичному направлению исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в общем порядке после устранения этих нарушений;
5) подчеркнем, что и после 01.02.08 ни правила ст. 202, ни правила ст. 433 ни нормы Закона об исполнительном производстве не препятствуют тому, чтобы судебный пристав-исполнитель обратился в суд с просьбой о разъяснении самого судебного акта (в связи с необходимостью разъяснения исполнительного листа). Более того, учитывая, что в исполнительном листе должна быть указана (в качестве важного элемента его содержания) резолютивная часть судебного постановления, то судебный пристав-исполнитель, безусловно, вправе просить суд разъяснить и выданный им исполнительный лист и в связи с этим) и сам судебный акт.
См. об этом также коммент. к ст. 202, 434 ГПК.