8 (800) 100-99-21

(Телефон горячей линии)

1. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой:

  • гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, - в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях;
  • гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

2. Прохождение военной службы осуществляется:

  • гражданами - по призыву;
  • гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, - в добровольном порядке (по контракту);
  • гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, и иностранными гражданами - по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


Комментарий к ст. 2 Закона о военной службе


1. Деятельность военнослужащих (военная служба) носит государственный характер. Поэтому военной службе присущи все основные признаки государственной службы: деятельность в составе государственных органов и организаций; военнослужащие, выполняя специфические задачи, в соответствии с законодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуют от имени и в интересах государства; взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения; правовое положение военнослужащих, порядок прохождения военной службы определяются государством; военнослужащие обеспечиваются соответствующими видами довольствия, представляющими собой форму вознаграждения за труд.

В рамках единого механизма государства военная и гражданская государственная служба имеют общие основы и принципы организации, функционирования и развития. Сущность и содержание как гражданской, так и военной службы обусловлены органическим единством государственного аппарата.

2. В военной службе можно обнаружить ряд аспектов, характерных для государственной службы.

А. Социологический аспект, т.е. военная служба как социальная категория - это осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности военнослужащими, проходящими военную службу в государственных органах и организациях.

Б. Под политическим аспектом следует понимать исполнение государственных поручений в интересах государства и от имени государства. Посредством прохождения военной службы через деятельность специально учрежденных военных органов реализуются функции отдельных государственных органов, возложенные на них государством в целях обороны и безопасности, т.е. военная служба исполняется в специфической сфере жизни общества - обороны и безопасности государства.

Для претворения в жизнь принимаемых федеральными органами государственной власти решений в тех или иных специфических сферах деятельности государства необходима постоянная организаторская работа. Эта деятельность, например, в области обороны государства, в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" ведется как всеми органами государственной власти на всех уровнях, так и специально для того учрежденными и создаваемыми государственными органами и организациями. Основу обороны Российской Федерации составляют Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, управляемая министром обороны через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Задачи государства в области обороны, возложенные на Вооруженные Силы РФ, конкретизированы (персонифицированы) и вышеуказанным Законом закреплены в функциях Министерства обороны РФ и Генерального штаба ВС РФ. Деятельность по реализации их функций ведется военными органами, которые объединены в системе Министерства обороны РФ, учреждены государством, входят в систему органов государственной (исполнительной) власти и призваны решать задачи, определяемые компетентными органами государственной власти.

Деятельность данных органов является составной частью осуществления федеральной исполнительной власти. Она представляет собой целенаправленное воздействие на Вооруженные Силы в интересах успешного и эффективного решения поставленных перед ними задач. По своей сути эта деятельность носит управленческий характер и, таким образом, является разновидностью государственного управления. Должностные лица, выполняющие функции управления в сфере обороны и безопасности, исполняют свои обязанности в интересах государства.

В целях безопасности государством создаются специальные органы (например, Федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба и др.), которые решают задачи в строго отграниченной сфере общественной жизни по реализации нормативно закрепленных за ними функций.

Таким образом, главной целью военной службы является практическое осуществление функций и решение задач в сфере безопасности государства на основе принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законах.

В. Юридический аспект при характеристике военной службы представляет собой юридическое установление военно-служебных отношений в сфере безопасности и обороны, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий военнослужащих и компетенции органов и организаций, в которых они проходят службу.

Таким образом, военная служба как особый вид государственной службы является деятельностью по исполнению обязанностей военнослужащими, наделенными Законом особым статусом, в целях обороны и безопасности, решения стоящих перед государством иных специфических задач.

Выделение понятия "иные специфические задачи" не говорит о том, что их выполнение не связано с безопасностью и обороной, а указывает на то, что деятельность отдельных органов, в которых законом предусмотрена военная служба, не связана непосредственно с осуществлением функций государства в области обороны и безопасности, но в то же время имеет к ней прямое отношение (например, деятельность военных судов и органов военной прокуратуры).

На военнослужащих помимо исполнения общих и должностных обязанностей могут быть в отдельных случаях возложены специальные обязанности (см. комментарий к п. 2 ст. 36).

3. Выполнение служебных функций в том или ином звене государственного аппарата имеет свои особенности, выражающиеся в содержании и конкретных организационно-правовых формах их осуществления. Такие особенности имеют место как в организационной структуре самих органов, так и в деятельности служащих каждого ведомства (отрасли) по выполнению возложенных на них задач. Это обусловлено тем, что в отраслевой деятельности государственных органов отражается не целиком та или иная функция, а лишь некоторая часть, характеризующая отдельную ее сторону.

Таким образом, деятельность служащих разных ведомств имеет свою специфику, так как они выполняют свойственные данной отрасли задачи, связанные с осуществлением различных функций государства или отдельных их сторон. Деятельность военнослужащих осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных органах и организациях, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, функциями и задачами, выполняемыми ими.

4. Военная служба имеет ряд особенностей или отличий, выделяющих ее в особый вид государственной службы.

В отличие от гражданской государственной службы граждане проходят военную службу не только в государственных органах, но и в государственных военных организациях (Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях). Такой признак государственной службы, как "профессиональная деятельность" не характерен для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Особенности военной службы представляют собой установления, вытекающие из специфики военного дела, которые существенно влияют на характер служебных взаимоотношений, порядок возникновения, развития и прекращения военно-служебных отношений. 

К ним относятся: 

  • принятие военнослужащими военной присяги; 
  • наличие у военнослужащих воинских званий; 
  • обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан; 
  • детальность правового регулирования военно-служебных отношений; 
  • беспрекословность воинского повиновения; 
  • особенности в защите прав участников военно-служебных отношений; 
  • право на хранение, ношение, применение и использование оружия; 
  • специфика ограничений военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах.

А. В соответствии с комментируемым Законом граждане, впервые поступившие на военную службу или не проходившие военной службы и впервые призванные на военные сборы, приводятся к Военной присяге на верность своему народу, своей Родине - Российской Федерации. Факт приведения к присяге имеет не только моральное, но и существенное правовое значение. Только с приведением к присяге военнослужащий может быть назначен на должность и приобретает полный объем служебных прав, на него в полном объеме возлагаются служебные обязанности, в том числе он может быть привлечен к выполнению боевых задач (к участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы); строгое соблюдение требований Военной присяги считается нравственной и юридической обязанностью; нарушение присяги влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность; отказ от приведения к Военной присяге не допускается, поскольку в силу ст. 59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации при поступлении на военную службу в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (см. комментарий к ст.ст. 40 и 41).

Б. Назначение воинских званий состоит в том, чтобы обеспечить ясность и стройность во взаимоотношениях между военнослужащими. Система воинских званий позволяет отчетливо выразить военную и специальную квалификацию, служебный стаж и заслуги, служебное положение и авторитет каждого военнослужащего.

Воинские звания оказывают существенное влияние также на условия и порядок прохождения службы соответствующими категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав (см. комментарий к ст.ст. 46 - 48).

В. Обязательность военной службы для отдельных категорий граждан проявляется прежде всего в способе привлечения граждан на военную службу путем проведения призывов - очередных и по мобилизации. После привлечения на военную службу, в пределах установленных сроков, военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, занимаемую должность, прекращать выполнение служебных обязанностей, требовать изменения характера служебных обязанностей, условий их выполнения. За недолжное выполнение или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения обязанностей невоенной государственной службы.

Так, в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" за несоблюдение обязанностей государственным служащим он может быть уволен по инициативе руководителя государственного органа. Аналогичные деяния, содержащие признаки состава воинских преступлений, в соответствии с УК РФ влекут уголовную ответственность военнослужащих.

Г. Детальность правового регулирования военно-служебных отношений также является особенностью военной службы. Уклад жизни, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, другими нормативными правовыми актами. Это является объективной потребностью, обусловленной спецификой военной службы: защита Отечества, ценностей нашего общества, жизни и здоровья людей в условиях риска для жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках (см. комментарий к ст.3).

Д. Беспрекословность воинского повиновения всецело вытекает из характера военной организации и является непреложным принципом служебных взаимоотношений, стержнем воинской дисциплины (см. комментарий к п. 3 ст. 37).

Е. Особенности в защите прав участников военно-служебных отношений заключаются, во-первых, в недопустимости обращения военнослужащего в суд по отдельным вопросам, вытекающим из отношений военной службы. В то же время действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы военнослужащих, могут обжаловаться как в служебном порядке - властью соответствующего непосредственного или прямого начальника, так и путем обращения в военный суд (ст. 4 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"); во-вторых, в установлении государством повышенной ответственности военнослужащих за совершение ряда преступлений и других правонарушений, в том числе за недобросовестное исполнение служебных обязанностей, а в ряде случаев и за нарушение общественного порядка.

Ж. Особым является статус военнослужащих, предусматривающий ряд ограничений основных прав и свобод, обусловленных спецификой военной службы и осуществленных в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (см. комментарий к п. 3 настоящей статьи).

5. В соответствии с п. 1 ст. 2 комментируемого Федерального закона военную службу граждане проходят в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и создаваемых на военное время специальных воинских формированиях, перечень которых является исчерпывающим.

А. Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ).

Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Применение Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется на условиях и в порядке, оговоренных в этих договорах и установленных законодательством Российской Федерации.

Часть состава Вооруженных Сил Российской Федерации может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами Российской Федерации (Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Положение о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357 // СЗ РФ. - 1998. - N 46. - Ст. 5652).

Указом Президента РФ от 16 июля 1997 г. N 725с "О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры" в целях приведения военной организации государства в соответствие с потребностями обороны и безопасности, а также реальными экономическими возможностями страны в ходе осуществления первоочередных мер по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации штатная численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации установлена с 1 января 1999 г. - 1,2 млн. единиц.

Вооруженные Силы включают четыре вида:

  • Ракетные войска стратегического назначения;
  • Военно-воздушные силы;
  • Военно-Морской Флот;
  • Сухопутные войска.

В состав Вооруженных Сил РФ входят также военнослужащие, проходящие военную службу в строительных отрядах. Правовое регулирование их службы осуществляется в соответствии с Положением о военно-строительных отрядах, введенным в действие приказом министра обороны СССР от 30 мая 1977 г. N 175. Главная особенность правового положения военных строителей заключается в том, что на них распространяются нормы как военного, так и трудового законодательства, что обусловлено своеобразием осуществляемых ими функций - выполнение строительно-монтажных и производственно-строительных работ в интересах Вооруженных Сил РФ. С одной стороны, на указанных лиц распространяется действие общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, с другой - трудовой процесс (рабочее время, оплата труда, материальная ответственность, выплата пособий по временной нетрудоспособности и т.д.) регулируется нормами трудового законодательства.

Б. Внутренние войска МВД РФ входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств (ст.1 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ// СЗ РФ. - 1997. - N 6. - Ст. 711).

На внутренние войска возлагаются следующие задачи:

  • участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
  • охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
  • участие в территориальной обороне Российской Федерации;
  • оказание содействия пограничным войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации.

Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральными законами. Так, например, порядок участия внутренних войск в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов определен Федеральным законом "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - N 22. - Ст. 2594).

Указом Президента РФ от 3 марта 1999 г. N 281 утверждено Положение о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (СЗ РФ. - 1999. - N 10. - Ст. 1182).

В. Правовое положение органов и войск Федеральной пограничной службы определено Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. N 4730-I (Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - N 17. - Ст. 594).

Указанным Законом на данные органы возложена охрана Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществление пропуска через Государственную границу (ст. 30). В этих целях они:

  • обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;
  • осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
  • проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;
  • осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;
  • ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;
  • осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
  • участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;
  • проводят при необходимости пограничные поиски и операции.

Структура и состав органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ от 19 июля 1997 г. N 732 (с изм. //СЗРФ. - 1997. - N 30. - Ст.3598).

Положение о федеральной пограничной службе утверждено Указом Президента РФ от 2 марта 1995 г. N 232 (СЗ РФ. - 1995. - N 10. - Ст. 863).

Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС России) - федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере защиты Государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также решение задач по охране биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (далее именуются - морские биологические ресурсы) и осуществлению государственного контроля в этой сфере.

ФПС России возглавляет единую централизованную систему, включающую в себя: 

  • органы пограничного контроля; 
  • орган внешней разведки; 
  • оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, деятельность по обеспечению собственной безопасности системы ФПС России; 
  • органы пограничной стражи; 
  • органы морской охраны и другие органы пограничной службы, предусмотренные федеральным законодательством; 
  • пограничные войска ФПС России; 
  • военные образовательные учреждения профессионального образования, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении ФПС России (далее именуются - органы и войска ФПС России) согласно федеральному законодательству.

Г. Железнодорожные войска предназначаются для технического прикрытия, восстановления и заграждения железных дорог в целях обеспечения боевой и мобилизационной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, для строительства как в военное, так и в мирное время новых и повышения живучести и пропускной способности действующих железных дорог, для восстановления железных дорог, разрушенных в результате стихийных бедствий, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ст.1 Федерального закона "О Железнодорожных войсках Российской Федерации" от 5 августа 1995 г. N 126-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - N 32. - Ст. 3202).

На Железнодорожные войска возлагаются:

  • в мирное время - поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности; организация и проведение подготовительных работ по техническому прикрытию и восстановлению порученных Железнодорожным войскам наиболее важных объектов железных дорог Российской Федерации; накопление, размещение, хранение и своевременная замена вооружения, военной и специальной техники, других материальных средств для развертывания войск на военное время; обучение и подготовка военнослужащих и гражданского персонала соответствующих специальностей на объектах транспортного строительства, в первую очередь на объектах оборонного значения, а также решение других задач;
  • в военное время - поддержание постоянной боевой готовности к выполнению возложенных задач; техническое прикрытие, восстановление и заграждение наиболее важных объектов железных дорог во фронтовой полосе и в глубине страны; разминирование и эксплуатация головных участков восстанавливаемых железнодорожных направлений; наведение и эксплуатация наплавных железнодорожных мостов и инвентарных эстакад; повышение пропускной способности действующих и строительство новых железнодорожных линий, обходов узлов и мостов на территориях стратегических (оперативно-стратегических) объединений и в тылу страны.

Железнодорожные войска являются составной частью сил, привлекаемых к обороне, и состоят из федерального органа управления Железнодорожными войсками, соединений, воинских частей, научно-исследовательских учреждений, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования.

Положение о Железнодорожных войсках Российской Федерации утверждено Указом Президента РФ от 26 декабря 1995 г. N 1302.

Общая численность Железнодорожных войск Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 1 августа 1997 г. N 821 (СЗ РФ. - 1997. - N 32. - Ст. 3751) - с 1 января 1999 г. установлена общая численность Железнодорожных войск Российской Федерации в мирное время в количестве 70 тыс. человек, в том числе 57 тыс. военнослужащих. Указом Президента РФ "О Железнодорожных войсках Российской Федерации" от 2 марта 1999 г. N 270 (СЗ РФ. - 1999. - N 10. - Ст. 1181) с 1 января 2000 г. установлена общая численность Железнодорожных войск Российской Федерации в мирное время в количестве до 59 тыс. единиц, в том числе штатная численность военнослужащих - 50 тыс. единиц.

Структура и состав Железнодорожных войск Российской Федерации в мирное время утверждены Указом Президента РФ от 2 марта 1999 г. N 270.

Д. Правовой основой деятельности войск гражданской обороны является Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ (СЗ РФ. - 1998. - N 7. - Ст. 799), которым определено, что к силам гражданской обороны относятся воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны (ст.15).

Под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ст. 1).

Войска гражданской обороны управляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Положение о котором утверждено Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. N 953 (СЗ РФ. - 1999. - N 32. - Ст. 4042).

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), проводящим единую государственную политику и осуществляющим государственное управление в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Е. Войска Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте Российской Федерации включают в себя войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части, которые создаются, содержатся и используются в Российской Федерации и за ее пределами. Правовое положение этих войск определено Законом РФ "О федеральных органах правительственной связи и информации" от 19 февраля 1993 г. N 4524-I (Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - N 12. - Ст. 423).

На войска ФАПСИ возлагаются следующие задачи:

а) обеспечивать правительственной связью, иными видами специальной связи государственные органы, высшее военное руководство и командования объединений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также организации, предприятия, банки и иные учреждения. Принципы организации и порядок использования правительственной связи определяются Положением о правительственной связи Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации по согласованию с руководителями высших органов законодательной и судебной власти Российской Федерации;

б) обеспечивать безопасность правительственной связи Российской Федерации;

в) обеспечивать готовность систем правительственной связи и специальной информации для работы в военное время и в чрезвычайных ситуациях; поддерживать в постоянной боевой готовности технические средства оповещения государственных органов и др.

Ж. Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ (СЗ РФ. - 1995. - N 15. - Ст. 1269) предусмотрена военная служба в Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности.

Структура и организация деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации определены Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 806 (с изм. и доп. // СЗ РФ. - 1998. - N 28. - Ст. 3320).

Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям: 

  • контрразведывательная деятельность; 
  • борьба с преступностью.

Указом Президента РФ от 19 февраля 1993 г. N 277 (СЗ РФ. - 1996. - N 52. - Ст. 5916) утверждено Положение об органах государственной безопасности в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях (военной контрразведке).

Задачами органов военной контрразведки (ВКР) являются:

а) выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций против Российской Федерации, ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей);

б) добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей);

в) ограждение Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей) от диверсионных и террористических актов;

г) предотвращение в пределах своей компетенции несанкционированных действий с оружием массового поражения;

д) обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях (частях);

е) выявление, предупреждение и пресечение во взаимодействии с органами прокуратуры, внутренних дел, другими государственными органами Российской Федерации организованной преступности, коррупции, наркобизнеса в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях (частях), а также преступлений, расследование которых отнесено законом к ведению федеральных органов государственной безопасности;

ж) участие в обеспечении высших органов государственной власти и управления, других государственных органов Российской Федерации информацией об угрозах безопасности Российской Федерации, ее Вооруженных Сил и иных воинских формирований (частей).

Другие задачи на органы ВКР могут быть возложены только законами Российской Федерации.

З. В соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ (СЗ РФ. - 1996. - N 3. - Ст. 143) часть личного состава Службы внешней разведки является военнослужащими (ст. 17) и проходит военную службу по общим правилам военной службы с учетом специфики своей деятельности.

И. Федеральным законом "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ (СЗ РФ. - 1996. - N 22. - Ст. 2594) установлено, что органы государственной охраны комплектуются как гражданским персоналом, так и военнослужащими.

Под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

Федеральным органом охраны является Федеральная служба охраны РФ, регулирование деятельности которой осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 2 августа 1996 г. N 1136 (СЗ РФ. - 1996. - N 32. - Ст. 3901).

К. Инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования в настоящее время реформируются в соответствии с Указом Президента "О мерах по реформированию специального строительства в Российской Федерации" от 4 февраля 1999 г. N 174 (в ред. Указа от 27 августа 1999 г. N 1117 // СЗ РФ. - 1999. - N 6. - Ст. 840).

Указанные воинские формирования занимаются специальным строительством в интересах обороны и безопасности государства. Управляются они Федеральным управлением специального строительства при Правительстве Российской Федерации (Спецстрой России), которое является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим организацию работ в области специального строительства в интересах обороны и безопасности государства.

В состав Спецстроя России входят воинские формирования, включая органы управления ими, и организации специального строительства, а также дорожно-строительные воинские формирования, включая органы управления ими, находившиеся в подчинении Федеральной службы специального строительства России, упраздненной Указом Президента Российской Федерации "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 30 апреля 1998 г. N 483 (СЗ РФ. - 1998. - N 18. - Ст. 2020).

Штатная численность военнослужащих инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований установлена в количестве 14,7 тыс. человек Л. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (СЗ РФ. - 1994. - N 35. - Ст. 3649) к личному составу Государственной противопожарной службы относятся военнослужащие, состоящие на соответствующих штатных должностях.

М. Цели и задачи воинских формирований, создаваемых на военное время, будут определены законодательством о военном положении в Российской Федерации.

Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

6. Федеральным органом обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации является Служба специальных объектов при Президенте Российской Федерации (п.1 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 15 марта 1999 г. N 350 // СЗ РФ. - 1999. - N 12. - Ст. 1453).

Основными задачами Службы являются:

  • разработка предложений по нормативному правовому и научному обеспечению мероприятий по мобилизационной подготовке федеральных органов государственной власти и их аппаратов, а также Администрации Президента Российской Федерации, в том числе по условиям их функционирования при размещении на пунктах управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации и на иных специальных объектах мобилизационного назначения (далее именуются - специальные объекты) при проведении мобилизации, в военное время и в чрезвычайных условиях мирного времени;
  • реализация в пределах своей компетенции мероприятий по обеспечению мобилизационной подготовки федеральных органов государственной власти и их аппаратов, а также Администрации Президента Российской Федерации;
  • разработка и реализация мобилизационных планов обеспечения функционирования специальных объектов по предназначению, согласованных с мобилизационными планами федеральных органов исполнительной власти, участвующих в обеспечении мобилизационной, оперативно-технической готовности и функционирования специальных объектов в военное время и в чрезвычайных условиях мирного времени и др.

7. Федеральным законом "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ (СЗ РФ. - 1998. - N 31. - Ст. 3808) субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются: Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Служба внешней разведки Российской Федерации; Федеральная служба охраны Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; Федеральная пограничная служба Российской Федерации (п. 3 ст. 5).

А. Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.

Б. Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

В. Служба внешней разведки Российской Федерации и другие органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций.

Г. Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

Д. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций.

Е. Федеральная пограничная служба Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы Российской Федерации, а также незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера, участвует в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориальных вод, исключительной экономической зоны Российской Федерации и в проведении контртеррористических операций.

8. На должностях военных прокуроров и следователей военную службу проходят офицеры, проходящие военную службу по контракту или призыву (разд.VI Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - N 47. - Ст. 4472). Офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях в соответствии с комментируемым Законом и обладают правами и льготами, установленными Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Положение о военной прокуратуре утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 г.(Ведомости Верховного Совета СССР. - 1981. - N 32. - Ст. 956)

9. Федеральным конституционным законом "О военных судах" от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ (СЗ РФ. - 1999. - N 26. - Ст. 3170) установлено, что на должности судей военных судов, Военной коллегии и предусмотренные штатным расписанием государственные должности работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента назначаются военнослужащие, прикомандированные соответственно к военным судам, Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту в порядке, предусмотренном комментируемым Законом, с учетом положений указанного Федерального конституционного закона.


Комментарий к п. 2


10. По способу поступления военная служба делится на военную службу по призыву и на военную службу по контракту.

Военную службу по призыву проходят: а) солдаты и матросы, сержанты и старшины, зачисленные на военную службу по призыву; б) офицеры, призванные на военную службу из запаса. Курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Военную службу по контракту проходят военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы.

11. В соответствии с "Основными положениями военной доктрины Российской Федерации" (Указ Президента РФ от 2 ноября 1993 г. N 1833) в 1992 - 1995 гг. предполагалось начать и осуществлять переход на смешанную систему комплектования Вооруженных Сил, а в период с 1995 г. по 1999 г. полностью перейти на смешанную систему комплектования. Под смешанной системой комплектования армии и флота понималось сочетание обязательного призыва граждан на военную службу со службой добровольной - по контракту.

Указ Президента РФ "О переходе к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, поступающими на военную службу по контракту" от 16 мая 1996 г. N 722 (СЗ РФ. - 1996. - N 21. - Ст. 2466) установил, что с весны 2000 г. Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации переходят на комплектование должностей рядового и сержантского состава на основе добровольного приема граждан на военную службу по контракту с отменой призыва на военную службу, завершив к 2000 г. отработку порядка поступления граждан Российской Федерации на военную службу по контракту.

Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1356 (СЗ РФ. - 1998. - N 46. - Ст. 5651) в Указ Президента РФ N 722 были внесены изменения, в соответствии с которыми переход к комплектованию воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданами, поступающими на военную службу по контракту, будет осуществляться по мере создания необходимых условий (п. 1).


Комментарий к п. 3


12. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к военнослужащим относятся:

  • офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
  • офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;
  • сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта.

Таким образом, исходя из оснований зачисления на военную службу, условий и порядка ее прохождения, военнослужащие объединены в две группы (категории): военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

13. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством.

Статус (правовое положение) военнослужащего определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (СЗ РФ. - 1998. - N 22. - Ст. 2331), комментируемым Федеральным законом, другими федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, воинскими уставами, другими нормативными правовыми актами.

14. Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы (см. комментарий к п. 10 ст. 38) и утрачивают его с окончанием военной службы (см. комментарий к п. 11 ст. 38).

15. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации (п. 3 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих").

Вопрос сохранения прав и льгот военнослужащих, поступивших (призванных) на военную службу в Союзе ССР и остававшихся на военной службе в вооруженных силах и иных воинских формированиях государств - участников СНГ в целом решен Соглашением между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, подписанным главами государств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины.

Нормы названного Соглашения не только закрепляют сохранение уровня прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, но и устанавливают для них в числе других право сохранять гражданство государства - участника Содружества (бывшей республики Союза ССР), которое они имели до поступления (призыва) на военную службу, после увольнения с военной службы принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное место жительства на его территории или избрать другое место жительства.

Таким образом, образовавшиеся государства взяли на себя обязательства по сохранению и обеспечению прав и законных интересов военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, поступивших (призванных) на военную службу в Союзе ССР.

Нормой, изложенной в п. 3 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", также реализовано постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств "О временном (до 2000 года) разрешении военнослужащим, имеющим иное гражданство, продолжать военную службу в государствах - участниках Содружества" от 23 мая 1993 г., в котором законодательным органам государств - участников Содружества было предложено внести необходимые изменения и дополнения в соответствующие нормативно-правовые акты этих государств, определяющие на переходный период до 2000 г. порядок прохождения военной службы военнослужащими, имеющими гражданство одного из государств - участников Содружества, в других государствах - участниках Содружества на основании двусторонних соглашений.

В настоящее время Российской Федерацией заключены и являются действующими двусторонние международные договоры с:

  • Республикой Беларусь - Соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Республики Беларусь о порядке прохождения военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками и мичманами от 20 июля 1992 г.;
  • Республикой Казахстан - Соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Республики Казахстан о порядке прохождения военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками и мичманами от 19 августа 1992 г.;
  • Кыргызской Республикой - Соглашение между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о военной службе граждан Российской Федерации в Вооруженных Силах Кыргызской Республики и их статусе от 21 июля 1994 г.;
  • Республикой Молдова - Соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Республики Молдова о порядке прохождения военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками и мичманами от 13 ноября 1992 г.;
  • Республикой Таджикистан - Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о военной службе граждан Российской Федерации в Вооруженных Силах Республики Таджикистан и их статусе от 30 декабря 1994 г. и Соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Республики Таджикистан о порядке прохождения военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами и военнослужащими сверхсрочной службы от 19 августа 1993 г.;
  • Туркменистаном - Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о военной службе граждан Российской Федерации в Вооруженных Силах Туркменистана и их статусе от 1 сентября 1993 г.;
  • Республикой Узбекистан - Соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Республики Узбекистан о порядке прохождения военной службы лицами офицерского состава, прапорщиками, мичманами и военнослужащими сверхсрочной службы от 22 января 1993 г.;
  • Украиной - Соглашение об организации подготовки офицерского состава, порядке перевода (откомандирования) и увольнения лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов от 23 июня 1992 г..

Таким образом, за гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу в вооруженных силах и иных воинских формированиях государств, входящих в СНГ, являющихся участниками перечисленных выше двусторонних договоров, сохраняются права, льготы и гарантии военнослужащих, предусмотренные законодательством Российской Федерации до окончания переходного периода - до 31 декабря 1999 г..

16. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в п. 3 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Правовое положение российских военнослужащих на территориях других государств определяется многосторонними международными договорами, в том числе между государствами - участниками СНГ, подписанными Российской Федерацией, и двусторонними международными договорами между Россией и государствами - участниками СНГ о статусе группировок Вооруженных Сил Российской Федерации и пограничных войск на их территории.

Статус названных военнослужащих определяется прежде всего тем, что они остаются военнослужащими своего государства со всеми правами и обязанностями, связанными с этим положением, другими словами, сохраняют все права и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, пребывая за пределами своего государства в составе военного персонала национального контингента при проведении операции по поддержанию мира, военнослужащие выполняют задачи на территории, где осуществляют свою юрисдикцию другие государства. Законность действий военнослужащих, юридическое закрепление их прав и обязанностей, привилегий и иммунитетов находит отражение в международных договорах.

В случае проведения операции по поддержанию мира под эгидой Организации Объединенных Наций статус военнослужащих закрепляется в международных договорах, заключаемых Организацией Объединенных Наций с государствами, предоставляющими персонал для этой операции, а также с государством, в котором проводится операция, о статусе сил для ее проведения, и Мандате, выдаваемом Советом Безопасности Организации Объединенных Наций на проведение операции. Международные договора заключаются на основе Типового соглашения о статусе сил для проведения операции по поддержанию мира и Типового соглашения между Организацией Объединенных Наций и государствами-членами, предоставляющими персонал и оборудование для операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Названные типовые соглашения были приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций резолюциями: N А/45/594 от 9 октября 1990 г. на сорок пятой сессии и N А/46/85 от 23 мая 1991 г. на сорок шестой сессии соответственно. В Соглашении о статусе сил между Организацией Объединенных Наций и странами, в которых проводятся операции, закрепляются нормы, согласно которым все члены операции по поддержанию мира в различной мере пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 13 февраля 1946 г. 

К ним, в частности, относятся:

  • освобождение от уплаты налогов на денежное довольствие и вознаграждение, получаемые от Организации Объединенных Наций или своего государства, на любой доход, получаемый за пределами государства, где проводится операция, а также всех других прямых налогов;
  • ввоз без пошлины своих личных вещей в связи с прибытием на службу в государство, где проводится операция. На них распространяются законы и правила, действующие в этом государстве и регулирующие деятельность таможни и валютные операции в том, что касается личного имущества, которое не требуется им в связи с их пребыванием в составе военного персонала;
  • разрешение при выезде из государства, где проводится операция, вывозить иностранную валюту в сумме, которая согласно подтверждению Специального представителя либо Командующего была получена в виде денежного довольствия или вознаграждения от Организации Объединенных Наций или своего государства; нераспространение положений действующего паспортного и визового режима и иммиграционного досмотра, ограничений на въезд или выезд из государства, действий каких бы то ни было предписаний, регламентирующих пребывание иностранных граждан, включая регистрацию, однако они не считаются получившими какое-либо право на постоянное проживание или домицилии в данном государстве;
  • ношение национальной военной формы, а также право иметь и носить оружие при исполнении служебных обязанностей;
  • обладание иммунитетом от судебной юрисдикции в том, что касается устных или письменных заявлений и всех действий, совершаемых в официальном качестве, т.е., при исполнении своих обязанностей, который продолжает действовать и после окончания участия военнослужащих в операции, а также и после окончания самой операции;
  • подпадание под исключительную юрисдикцию своего государства в том, что касается любых уголовных преступлений, которые могут быть совершены ими в государстве, где проводится операция;
  • обладание иммунитетом от судебной юрисдикции по гражданским делам, если это связано с исполнением ими своих служебных обязанностей.

Вопросы правового положения военнослужащих, участвующих в проводимых миротворческих операциях в Содружестве Независимых Государств, также находят свое закрепление в международных договорах. Так, в соответствии со ст. 5 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 г., подписанного главами государств Содружества, персонал Группы по поддержанию мира "пользуется статусом, привилегиями и иммунитетами, которые обычно предоставляются персоналу операций ООН по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года ... и предусмотренных настоящим Протоколом", т.е. вышеперечисленные основные привилегии и иммунитеты, действующие в отношении военнослужащих, входящих в состав военного персонала при проведении операций по поддержанию мира под эгидой Организации Объединенных Наций, также распространяются на военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, участвующих в составе военного персонала в операциях по поддержанию мира, миротворческих операциях, проводимых в Содружестве (при этом они дублируются в других статьях Протокола).

К международным договорам между государствами - участниками СНГ, устанавливающим правовое положение российских военнослужащих, относятся:

  • Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц уволенных с военной службы, и членов их семей, подписанное в г. Минске 14 февраля 1992 г.;
  • Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанное главами правительств государств Содружества в г. Москве 13 марта 1992 г.;
  • Соглашение о статусе Пограничных войск Содружества Независимых Государств, подписанное главами государств Содружества в г. Киеве 20 марта 1992 г.;
  • Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, подписанное главами правительств в г. Ташкенте 15 мая 1992 г.;
  • Соглашение об организации медицинского обеспечения военнослужащих и членов их семей, рабочих и служащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых государств, подписанное главами правительств государств Содружества в г. Ташкенте 15 мая 1992 г.

Правовое положение российских военнослужащих на территориях других государств закрепляется также в двусторонних международных договорах между Россией и странами - участницами СНГ о статусе и условиях пребывания воинских формирований Российской Федерации на их территории.

Такие договоры заключены с Республикой Таджикистан, Республикой Молдовой, Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой, Туркменистаном, Украиной и Республикой Грузией.

17. За военнослужащими, захваченными в плен или в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих (п. 8 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих").


Комментарий к п. 4


18. Личное дело - это основной документ учета военнослужащих, содержащий: а) документ - основание возникновения военно-служебных отношений (контракт о прохождении военной службы, приказ соответствующего воинского должностного лица о назначении на должность и т.д.); б) документы, характеризующие военнослужащего (автобиография, анкета, копии документов об образовании и т.д.).

Материалы личного дела содержат документы о наличии образования, прохождении переподготовки, повышении квалификации, стаже военной службы и другие данные.

Ведут личные дела кадровые подразделения органов военного управления, воинских частей и организаций.

Личное дело по официальному запросу может быть направлено в другой орган военного управления, воинскую часть или организацию для ознакомления с его материалами при решении вопросов о переводе военнослужащего на новое место. При переводе на новое место личное дело пересылается в соответствующий кадровый орган.

Личные дела ведутся в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами. В Вооруженных Силах РФ порядок ведения личных дел осуществляется в соответствии с Правилами составления и ведения личных дел офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы СА и ВМФ - приложение N 5 к Наставлению по учету личного состава СА и ВМФ 1982 г.

19. Комментируемый Закон, другие законодательные и иные нормативные правовые акты не устанавливают каких-либо ограничений по сбору и внесению в личные дела каких-либо сведений, как это предусмотрено, например, для государственных служащих, в отношении которых запрещается сбор и внесение в их личные дела сведений об их политической и религиозной принадлежности и частной жизни (ст. 8 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - N 31. - Ст. 2990).

В то же время внесение данных в личные дела военнослужащих должно осуществляться с учетом ряда общих ограничений, установленных законодательством. Так, в соответствии со ст.ст. 12, 18 Всеобщей декларации прав человека, ст.ст. 23, 24 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. N 24-ФЗ (СЗ РФ. - 1995. - N 8. - Ст. 609) запрещается вмешательство в частную жизнь граждан, каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии и т.д.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политических целей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Таким образом, в целях реализации принципа политического нейтралитета (или внепартийности) военнослужащим в Российской Федерации запрещено состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели, к которым относятся, например, политические партии и иные организационно-правовые формы общественных объединений, создаваемых в целях осуществления политической власти. В то же время военнослужащим не запрещено участвовать в таких общественных объединениях, предусмотренных Федеральным законом "Об общественных организациях" от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (СЗ РФ. - 1995. - N 47), как общественная организация, движение, фонд и т.д., создаваемых, например, в целях реализации социально-экономических прав и законных интересов военнослужащих. Единственным условием является то, что военнослужащие не должны находиться при исполнении обязанностей военной службы, изложенных в ст. 37 комментируемого Федерального закона.

Поскольку военнослужащие ограничены указанным Законом в праве на политическую деятельность, постольку информация о нарушении этих запретов может собираться и содержаться в личных делах военнослужащих. В то же время порядок сбора такой информации должен быть установлен законом.

20. Законодательными и иными нормативными правовыми актами устанавливается перечень документов, которые должны находиться в личном деле военнослужащего. Так, первый экземпляр контракта о прохождении военной службы после вступления его в силу приобщается к личному делу военнослужащего, заключившего контракт, а второй выдается военнослужащему (п.7 ст.4 Положения о порядке прохождения военной службы).

Положением об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487 (СЗ РФ. - 1999. - N 19. - Ст. 2353), определено, что один экземпляр жилищного договора находится в личном деле военнослужащего, а другой - у военнослужащего (п. 5).

В соответствии с Положением о товарищеских судах чести офицеров Вооруженных Сил, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1980 г. (приказ министра обороны СССР от 16 октября 1980 г. N 275) копии решений товарищеского суда чести офицеров находятся в личном деле офицера. Решение товарищеского суда чести офицеров о применении мер общественного воздействия действует в течение года. Если в течение этого срока офицер не совершил нового антиобщественного поступка, позорящего честь и достоинство офицерского звания, то примененная к офицеру товарищеским судом мера считается погашенной. После этого хранившиеся в штабе части материалы дела уничтожаются по акту, а копия решения товарищеского суда чести изымается из личного дела офицера. Несвоевременное изъятие из личного дела офицера копии решения товарищеского суда чести является неправомерным действием или бездействием командования, которое может быть обжаловано в установленном (в том числе и судебном) порядке с взысканием с командования компенсации за моральный вред (определение Военной коллегии Верховного Суда РФ по гражданскому делу в связи с жалобой офицера Домакова В.В. от 14 апреля 1998 г. N4н-22/98) - см. так же п. 42 комментария к ст. 51.

Простое решение - один звонок по телефону

Не выходя из дома, вы можете задать свой вопрос юристу совершенно бесплатно
по номеру телефона горячей линии 8 (800) 100-99-21.
Звонки принимаются 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если по каким-то причинам
Вам неудобно звонить то оставьте онлайн-заявку на нашем сайте с именем, городом и номером телефона.
Мы перезвоним вам в течении 10 минут, чтобы помочь разобраться со всеми трудностями.

Получить консультацию юриста по телефону Вы так же можете, не затратив ни копейки.
Так стоит ли пренебрегать представленными возможностями?
Если Ваш случай нетипичный, то после предварительного анализа мы пригласим Вас
на личную встречу в наш офис. За нее Вам также не придется платить.

2024 Юридическая компания «Консультант»