1. Форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации.
2. Условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 настоящего Кодекса в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.
3. Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.
4. Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.
Комментарий к ст. 156 Семейное кодекса
1. В настоящее время происходит постепенная интеграция мирового сообщества. Данные процессы затрагивают все аспекты социально-экономической жизни практически всех стран мира, и эти процессы объективны и необратимы. В них вовлечена и Россия, положение которой в мировом сообществе за последний период значительно изменилось, что стало следствием распада СССР. Значительные изменения претерпели экономическая и политическая системы нашей страны. Российские граждане уже могут свободно выезжать за рубеж и жить в иностранных государствах, иностранные граждане также не ограничены в праве на въезд в Российскую Федерацию, на осуществление трудовой, предпринимательской и иной деятельности на ее территории с соблюдением действующего законодательства и международных договоров.
В результате происходит расширение деловых и личных контактов российских граждан с иностранными гражданами и, соответственно, увеличивается число «смешанных» браков, получают широкое распространение случаи разного гражданства членов семьи, т.е. имеют место многочисленные семейные отношения, осложненные тем, что один из субъектов таких отношений является иностранным гражданином либо такие отношения возникли, изменились или были прекращены за пределами территории РФ (семейные отношения, осложненные иностранным элементом).
В данных условиях приобретает решающее значение вопрос: законодательство какого государства применять к таким отношениям? Это связано с тем, что нормы семейного права разных государств очень разнообразны, поскольку унификацию законодательства в этой сфере международного частного права осуществить наиболее трудно. Значительное влияние на регулирование семейных отношений оказывают уровень экономического развития государства, его неодинаковый демографический состав, национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции его населения. Поэтому для конкретных случаев возникновения, изменения или прекращения семейного правоотношения с иностранным элементом требуется определить принадлежность данного правоотношения к правовой системе конкретного государства. Такая принадлежность семейного правоотношения с иностранным элементом может быть установлена только в рамках процедуры определения применимого права.
2. Если ранее, до вступления в 1996 г. в силу СК РФ, в России действовал строго «территориальный» принцип применения права, когда на территории нашего государства к семейным отношениям, осложненным иностранным элементом, применялось только российское право, то в настоящее время подход к способу определения подлежащего применению права принципиально изменен. В частности, уже допускается применение законодательства государства, гражданином которого является субъект семейного правоотношения либо в котором такой субъект проживает. В отдельных случаях допускается самостоятельный выбор субъектами семейных правоотношений права, подлежащего применению к их семейным отношениям.
3. Комментируемая статья, используя комплекс правовых средств (коллизионных норм), устанавливает порядок определения права государства, подлежащего применению к возникающим в связи с заключением брака на территории РФ семейным отношениям с участием иностранных граждан или лиц без гражданства.
Проблема необходимости разрешения таких коллизионных вопросов связана с тем, что для заключения брака недостаточно обоюдного желания двух людей к вступлению в союз с целью создания семьи (комментарий к ст. ст. 10 - 15 СК). Такой союз может быть признан браком только при его соответствии следующим требованиям:
- если обеспечены форма и порядок его заключения: процедура его оформления;
- если соблюдены условия его заключения: имеются обстоятельства, необходимые для его заключения (условия для вступления в брак), и отсутствуют обстоятельства, при наличии которых его заключение не допускается (препятствия к вступлению в брак).
Соответственно, проблемой при заключении на территории России брака между иностранным гражданином (гражданкой) или лицом без гражданства и гражданкой (гражданином) РФ либо между иностранными гражданами или лицами без гражданства становится выбор закона, определяющего указанные требования, при которых брак может быть заключен и признан действительным, поскольку в разных государствах содержание таких требований существенно отличается. Так, в Андорре, Лихтенштейне, Египте, Ливии, Иране брак заключается только в религиозной форме; в Великобритании, Греции, Италии, Португалии и Испании религиозная форма заключения брака допускается наряду с гражданской; во Франции для официальной регистрации брака необходима предварительная публикация в органах печати извещения о предстоящем заключении брака.
В разных странах существенно отличаются и условия вступления в брак. В частности, критерии брачного возраста во Франции - 15 лет для женщин и 19 лет для мужчин, в Венгрии - соответственно 16 лет и 18 лет, в Польше - соответственно 18 лет и 21 год, в Японии - соответственно 16 лет и 18 лет, а в Швейцарии и Швеции - соответственно 18 лет и 20 лет.
В одних странах близкими родственниками признаются братья и сестры, в других - также теща, шурин, невестка. Поэтому при брачном союзе с участием иностранного гражданина или лица без гражданства возникают вопросы о том, в какой форме, в каком порядке и на каких условиях такой брак должен быть заключен на территории России:
- к примеру, при браке между гражданином РФ и гражданином Лихтенштейна — в органах записи актов гражданского состояния, как это требует законодательство РФ, либо, с учетом законодательства Лихтенштейна, в церкви;
- должен ли брачный возраст оцениваться с учетом требований только законодательства РФ, либо также должно учитываться законодательство государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак.
4. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи форма и порядок заключения брака на территории РФ определяются законодательством РФ.
Во-первых, это означает, что при заключении любыми лицами (независимо от наличия или отсутствия у них гражданства какого-либо государства) брака на территории РФ должна быть соблюдена единственная действующая на территории РФ форма заключения брака — его регистрация в органах записи актов гражданского состояния (комментарий к ст. 10 СК). Заключение брачного союза с соблюдением религиозного обряда в Российской Федерации не имеет правового значения.
Во-вторых, это предполагает, что весьма разнообразные порядки заключения брака, имеющиеся в законодательстве разных государств, не применяются при заключении брака на территории РФ. Даже если брак заключают иностранные граждане, то применяется порядок заключения брака, в том числе его регистрации, установленный ст. 11 СК РФ и гл. 3 Закона об актах гражданского состояния.
В частности, в Российской Федерации не допускается использование института представительства при заключении брака. Заключение брака производится только в личном присутствии лиц, вступающих в брак, на основании их совместного заявления, поданного ими в любой орган записи актов гражданского состояния на территории РФ по их выбору. По общему правилу заключение брака и государственная регистрация заключения брака производятся по истечении месяца со дня подачи совместного заявления о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния. При этом в России государственная регистрация заключения брака с участием иностранного гражданина или лица без гражданства производится в общем порядке, установленном для регистрации браков российских граждан. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд как российским, так и иностранным гражданином или лицом без гражданства, желающим вступить в брак (подробнее о форме и порядке заключения брака см. комментарий к ст. ст. 10 и 11 СК). Действующий в Российской Федерации порядок заключения брака не предусматривает помолвки (обручения), предварительного извещения о предстоящем заключении брака в органах печати как обязательные, имеющие определенное правовое значение стадии заключения брака.
Исключение из приведенного общего правила заключения брака на территории РФ составляет только случай заключения брака между иностранными гражданами в дипломатических представительствах или в консульских учреждениях иностранных государств (см. комментарий к ст. 157 СК).
5. В соответствии с международными договорами РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам со странами СНГ, Арабской Республикой Египет, Республикой Польша, Исламской Республикой Иран и другими государствами форма заключения брака также обычно подчиняется законодательству государства, на территории которого он заключается.
К примеру, в соответствии с п. 2 ст. 24 Договора между РФ и Арабской Республикой Египет о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, коммерческим и семейным делам форма заключения брака определяется законодательством государства — участника такого Договора, на территории которого заключается брак.
6. Согласно п. 2 комментируемой статьи на территории РФ условия для заключения брака, т.е. как обстоятельства, необходимые для его заключения (условия вступления в брак), так и обстоятельства, при наличии которых его заключение не допускается (препятствия к вступлению в брак), в отличие от формы и порядка заключения брака определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака.
Таким образом, в качестве общего правила (исключения составляют случаи наличия у лица, вступающего в брак, нескольких гражданств) законодательство РФ, как и законодательство большинства других государств, закрепило принцип применения права страны гражданства к определению условий заключения брака. При этом в соответствии с данным пунктом такой брак допускается только при отсутствии препятствий к вступлению брак, обстоятельства которых перечислены в ст. 14 СК РФ (см. комментарий к данной статье).
Таким препятствием может стать одно из следующих обстоятельств:
- лицо, вступающее в брак, уже состоит в другом зарегистрированном браке или признано судом недееспособным вследствие психического расстройства;
- лица, вступающие в брак, являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) или усыновителями и усыновленными.
7. Соблюдение требований о препятствиях к вступлению в брак, содержащихся в ст. 14 СК РФ, является обязательным условием заключения брака: если условия, установленные законодательством государства, гражданином которого является лицо, вступающее в брак на территории РФ, менее строги, к примеру допускают полигамию (многоженство), т.е. вступление в брак лицом, которое уже состоит в другом браке, то применение законодательства РФ в любом случае обязательно и гражданину данного государства, уже состоящему в браке, на основании ст. 14 СК РФ будет отказано в регистрации брака.
В то же время не исключены ситуации, когда на территории России в брак вступает гражданин иностранного государства, законодательство которого устанавливает более широкий по сравнению со ст. 14 СК РФ перечень обстоятельств, препятствующих вступлению в брак. К примеру, в Великобритании и Болгарии не допускается брак не только между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, но и по боковой - до четвертой степени родства (в частности, между двоюродными братьями и сестрами), во Франции не допускается вступление в брак вдовы или разведенной женщины до истечения срока, в период которого она не может вступить в новый брак. В таких ситуациях наряду с требованиями ст. 14 СК РФ применяется также законодательство государства, гражданином которого является вступающее в брак лицо, и если это законодательство не допускает брак данного лица, то такой брак не может быть заключен и на территории РФ (даже если отсутствуют перечисленные в ст. 14 СК РФ обстоятельства, препятствующие заключению брака).
Поэтому если на территории РФ в браки вступают, к примеру, российские граждане и иностранные граждане, то их браки могут быть зарегистрированы в органах загса при соблюдении следующих условий:
- у них разный пол;
- имеется их взаимное согласие на вступление в брак;
- российский гражданин (гражданка) достиг брачного возраста (18 лет);
- иностранный гражданин (гражданка) достиг установленного в государстве, гражданином которого он является, брачного возраста (такой возраст может составить и 15 лет, к примеру, если это гражданин Франции);
- отсутствуют препятствия для вступления в брак, обстоятельства которых перечислены в ст. 14 СК РФ;
- в отношении иностранных граждан отсутствуют обстоятельства, служащие в государстве, гражданами которых они являются, препятствием для их вступления в брак (к примеру, если они граждане Италии, то не должны являться двоюродными братом или сестрой, дядей или тетей российских граждан, с которыми намереваются вступить в брак);
- вступление в брак иностранного гражданина не противоречит требованиям законодательства государства, гражданином которого он является, об условиях брака (в частности, если это несовершеннолетний гражданин Франции, то он должен получить согласие своих родителей на вступление в брак).
При этом следует иметь в виду, что российский гражданин, одновременно являющийся гражданином иностранного государства, с учетом ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее — Закон о гражданстве РФ) рассматривается в Российской Федерации только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом. Между тем п. 3 комментируемой статьи императивным образом устанавливает коллизионную привязку к законодательству РФ условий заключения брака (т.е. к условиям заключения на территории РФ брака российского гражданина, имеющего двойное гражданство, подлежит применению только законодательство РФ).
Если же на территории России вступают в брак лица, которые являются иностранными гражданами, то к каждому из них должно применяться законодательство государства, гражданином которого он является. При этом соблюдение требований о препятствиях к вступлению в брак, содержащихся в ст. 14 СК РФ, также является обязательным условием заключения их брака.
8. Из общего правила о применении к определению условий заключения иностранным гражданином брака на территории РФ законодательства государства, гражданином которого он является, комментируемая статья одновременно предусматривает исключения, которые составляют случаи наличия у такого гражданина гражданств нескольких иностранных государств. Вполне очевидно, что в таких случаях принцип применения права страны гражданства недостаточен и возникает необходимость сделать выбор в пользу одной из правовых систем, с которыми данный гражданин имеет правовую связь. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает правило такого выбора.
В частности, согласно указанному пункту в таких случаях применяется законодательство одного из иностранных государств, гражданином которых он является, по его выбору. Соответственно, не требует установления факт его преимущественного проживания, рождения, исполнения налоговых обязательств, нахождения имущества в том или ином государстве — факт тесной его связи с одним из государств, гражданином которых он является. Право выбора законодательства, подлежащего применению, принадлежит исключительно гражданину, вступающему в брак.
9. К лицам без гражданства, т.е. с учетом абз. 3 ст. 2 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, к лицам, не являющимся гражданами РФ и не имеющим доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, применение общего правила, установленного п. 2 комментируемой статьи, невозможно в силу отсутствия у них гражданства. При таких обстоятельствах обращение к праву государства, в котором лицо без гражданства имеет постоянное место жительства, является единственным надежным основанием выбора права государства, с которым данное лицо имеет достаточно устойчивую связь. Поэтому п. 4 комментируемой статьи коллизионный вопрос о праве государства, подлежащего применению к условиям заключения на территории РФ брака лицом без гражданства, разрешает в пользу законодательства государства, в котором указанное лицо имеет постоянное место жительства. Этот в общем целесообразный и апробированный в мировой практике способ решения такого коллизионного вопроса принят во многих странах мира.
Для практической реализации п. 4 комментируемой статьи существенное значение имеет определение критериев установления постоянного места жительства лица без гражданства. Представляется, что основным способом установления постоянного места жительства такого лица может стать выявление его намерения рассматривать свое место нахождения в том или ином государстве как постоянное, а не временное. Данное намерение такого лица может быть выражено в получении им официального документа, разрешающего его проживание в конкретном государстве, к примеру, в Российской Федерации - разрешения на временное проживание или вида на жительство. Нельзя рассматривать факт получения визы какого-либо государства или регистрации по месту пребывания как намерение лица без гражданства рассматривать свое пребывание в конкретном государстве в качестве постоянного места жительства.
10. Пункты 3 и 4 комментируемой статьи не устанавливают требования о соблюдении ст. 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Вместе с тем следует учитывать, что п. 2 комментируемой статьи содержит нормы общего характера, имеющие первичное значение по отношению к нормам п. п. 3 и 4 комментируемой статьи, которые устанавливают особенности определения подлежащего применению права относительно конкретных ситуаций. При этом в п. 2 комментируемой статьи непосредственно подчеркивается, что для каждого лица (т.е. независимо от наличия того или иного гражданства либо его отсутствия), вступающего в брак, условия заключения брака на территории РФ определяются с соблюдением требований ст. 14 СК РФ в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака. Поэтому заключение на территории РФ брака лицом, являющимся гражданином нескольких иностранных государств, или лицом без гражданства, имеющим постоянное место жительства в иностранном государстве, должно допускаться только при условии отсутствия перечисленных в ст. 14 СК РФ обстоятельств, препятствующих заключению такого брака.
11. Коллизионные нормы об условиях заключения брака содержат многие международные договоры РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам со странами СНГ, Арабской Республикой Египет, Республикой Польша, Исламской Республикой Иран, Финляндской Республикой и другими государствами. При этом в отличие от содержащихся в таких международных договорах коллизионных норм о форме заключения брака коллизионные нормы об условиях заключения брака в некоторых международных договорах РФ отличаются от норм, содержащихся в п. п. 2 - 4 комментируемой статьи. В этом случае договорные коллизионные нормы заменяют собой национальные коллизионные нормы российского семейного права и должны применяться правила соответствующего международного договора РФ (см. комментарий к ст. 6 СК).
Например, в п. 2 ст. 22 Договора с Финляндской Республикой о правовой защите и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам указано, что условия заключения брака для граждан РФ и граждан Финляндской Республики определяются законодательством государства - участника данного Договора, на территории которого заключается брак, если хотя бы один из вступающих в брак является гражданином этого государства или имеет на его территории место жительства. Поэтому при заключении в России браков между гражданами РФ и гражданами Финляндской Республики условия заключения брака для последних будут определяться не в соответствии с п. 2 комментируемой статьи, а в соответствии с п. 2 ст. 22 названного Договора (т.е. не по законодательству Финляндской Республики, а по законодательству РФ).